Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Когда мы говорим о способностях, мы имеем в виду способности человека в определенной области. Есть два показателя, которые указывают на наличие у человека способностей:
скорость освоения деятельности (человек быстро и успешно осваивает деятельность, легко приобретает соответствующие знания, навыки и умения);
качество достижений (достижения человека значительно превышают средний уровень).
Способности человека не даны непосредственно в его самоанализе или опыте. Вывод о них делается косвенно, соотнося уровень владения деятельностью человека с уровнем ее владения другими людьми. В то же время оно оказывается необходимым условием выявления способностей к анализу условий жизни человека, его подготовки и образования, а также жизненного опыта овладения этой деятельностью.
При прочих равных условиях (уровень подготовки, знаний, навыков, умений, затраченного времени, умственных и физических усилий) способный человек достигает максимальных результатов по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия всех его нервно-психических свойств требованиям его деятельности.
Способности следует рассматривать как обучение на протяжении всей жизни, которое постоянно развивается.
Развитие способностей происходит в процессе социализации личности, под влиянием социальных обстоятельств. Способность, которая не совершенствуется, не развивается, которую человек перестает использовать на практике, со временем теряется.
1.Задатки, склонности и способности
Естественные условия для проявления и развития способностей называются задатками. Склонности - это совокупность морфологических (анатомических и физиологических) и психофизиологических (в том числе нейрофизиологических, биохимических и биофизических) оснований, влияющих на предрасположенность личности к осуществлению той или иной деятельности.
Конечно, строение мозга не определяет вид деятельности, который будет выполнять человек. Это зависит от конкретных общественно-исторических и социально-экономических условий жизни человека. Дело здесь в другом, а именно: большая или меньшая возбудимость и подвижность нервных процессов, тонкость звуковой дифференциации слухового анализатора, легкость формирования специфического "чувства времени", длинные и гибкие пальцы - это неоспоримые музыкальные качества. склонности. [1]
Но сам факт их наличия не определяет, трансформируются ли эти наклонности в музыкальные способности. С другой стороны, совершенно очевидно, что если два человека занимаются музыкой с одинаковым усердием, то большего успеха добьется тот, у кого изначально более благоприятные наклонности. Склонности поэтому составляют важную предпосылку развития способностей, хотя сами способности развиваются именно в деятельности.
Виды высшей нервной деятельности также можно рассматривать как основу развития определенных способностей. Таким образом, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (темперамент крови) способствует формированию организаторских способностей. Слабая нервная система, представители которой очень чувствительны, благоприятствует формированию художественных способностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абрамова Г.С. Общая психология: Учеб. пособие. - М.: Академический Проект, 2022. - 495 с.
2.Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 71-81.
3. Аминов Н. А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов.// Вопросы психологии. 2022. №1. с.74-83.
4. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. Т. 2. М., 2022.
5. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений в 6 томах, Т.2, - М.: Педагогика, 2020.