Фрагмент для ознакомления
2
1. Законодательный процесс
В научной литературе существует большое количество дефиниций законодательного процесса. А.И. Абрамова понимает под законодательным процессом «упорядоченную процедуру, установленную процессуально-правовыми нормами и обязательную для выполнения всеми участниками указанной деятельности».
О.А. Лупандина так определяет рассматриваемый процесс: «процесс принятия и вступления в силу нормативно правовых актов».
Чаще всего в литературе авторы, определяя законодательный процесс, приводят дефиницию, данную С.А. Авакьяном: «законодательный процесс – это совокупность процедур и действий, результатом которых является принятие и вступление в силу закона государства».
Не приводя конкретных определений различных авторов рассматриваемого понятия, условно сгруппируем их. Так, к первой группе относятся позиции авторов, согласно которым законодательный процесс – это совокупность традиционных четырех стадий. Ко второй группе следует отнести тех авторов, которые данный процесс характеризуют с позиции выполнения своих обязанностей представительным органом, а также президента. Соответственно, первой стадией этого процесса является принятие законопроекта на рассмотрение. Относительно последнего этапа, то здесь речь уже идет о деятельности президента государства по подписанию закона.
М.М. Бишенова и А.Б. Ширитов предлагают следующее определение: «законодательный процесс – это деятельность по применению Конституции Российской Федерации, созданию федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также Конституций, Уставов и законов субъектов Российской Федерации. Эта деятельность также связана с реализацией права законодательной инициативы, рассмотрением, обсуждением, в том числе привлечением общественности, принятием, подписанием и обнародованием, изменением и отменой законов Российской Федерации, с поправками к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также Конституций, Уставов и законов субъектов Российской Федерации».
Законодательный процесс - это процесс разработки, принятия и внесения изменений в законы. Он является одним из ключевых элементов функционирования государства и обеспечивает правовую основу для жизни общества. Однако каждая страна имеет свои особенности в законодательном процессе, которые определяются историей, политической системой, культурой и другими факторами.
1. В США законодательный процесс начинается с предложения законопроекта членом Конгресса или Сената. Затем законопроект рассматривается в комитетах, где проводятся обсуждения и вносятся поправки. После этого законопроект подвергается голосованию на пленарном заседании, где он должен быть принят большинством голосов. Затем закон подписывается президентом. Важно отметить, что в США федеральное законодательство дополняется законами штатов.
2. Во Франции законодательный процесс начинается с представления законопроекта Правительством или членами Парламента. Законопроект рассматривается в обеих палатах Парламента - Национальном собрании и Сенате. После утверждения обеими палатами закон подписывается президентом. Важно отметить, что во Франции существует конституционный совет, который проверяет соответствие законов конституции.
3. В Германии законодательный процесс начинается с представления законопроекта Федеральным правительством или Бундестагом. Законопроект рассматривается в комитетах Бундестага, где проводятся обсуждения и вносятся поправки. После этого законопроект подвергается голосованию на пленарном заседании Бундестага. Затем закон подписывается президентом. Важно отметить, что в Германии существует Федеральный совет, состоящий из представителей земель, который также участвует в законодательном процессе.
4. В Японии законодательный процесс начинается с представления законопроекта Кабинетом министров или членами Двухпалатного парламента - Национального собрания и Совета советников. Законопроект рассматривается в обеих палатах парламента, где проводятся обсуждения и вносятся поправки. После утверждения обеими палатами закон подписывается императором.
5. В России законодательный процесс начинается с представления законопроекта Правительством или членами Государственной Думы и Совета Федерации. Законопроект рассматривается в комитетах Государственной Думы и Совета Федерации, где проводятся обсуждения и вносятся поправки. После утверждения обеими палатами закон подписывается президентом.
В науке предлагаются следующие дефиниции федерального законодательного процесса:
- Ю.В. Филимонов пишет: «Понятие «федеральный законодательный процесс» можно рассматривать в теории и практике как: наименование всей совокупности деятельности от внесения законопроектов в парламент Российской Федерации до обнародования их в качестве соответственно законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов»;
- Новицкая Т.И. дает следующее авторское определение: «Определение законодательного процесса как урегулированной правом публичной деятельности государства по формулированию в законах воли многонационального народа России, выражающейся в рассмотрении и принятии закона представительным законодательным органом – Федеральным Собранием Российской Федерации при основанном на принципе разделения властей участии государственных органов других ветвей государственной власти».
Законодательный процесс на уровне субъектов Российской Федерации следующим образом определяется учеными:
- «регламентированная деятельность специально уполномоченного органа государственной власти по принятию законов, являющуюся составной частью процесса законотворчества»;
- «деятельность указанных законодательством Российской Федерации, региональным законодательством субъектов связанная с реализацией права законодательной инициативы, обсуждением, в том числе, с привлечением общественности, принятием, подписанием и официальным опубликованием, изменением и отменой законов субъектов Российской Федерации»;
Каждая из приведенных позиций имеет право на существование, однако от точности формулировок зависит и точное понимание сущности той или иной правовой категории. Как представляется, обоснование различий законодательного и законотворческого процессов тем, что законодательный процесс не включает в себя разработку законопроекта, что и подразумевает под собой творческий процесс, не совсем состоятельно, поскольку творческий процесс не прекращается с моментом внесения законопроекта на рассмотрение, он продолжается и позднее, например, когда законопроект направляется в профильные ведомства и комитеты.
Таким образом, законодательный процесс имеет свои особенности в разных странах мира, но в целом он направлен на создание и утверждение правовых актов, которые регулируют жизнь общества.