Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной контрольной работе, очень велика, поскольку в настоящий момент международный имидж Российской Федерации очень серьезно страдает из-за недоброжелательного отношения ряда стран, которые посредством своих массовых коммуникаций пытаются буквально «втоптать в грязь» российское государство, придумывая все новые и новые вымыслы, которые со всех сторон порочат Россию в глазах нейтральных государств.
Главная цель США – не допустить Россию к какому-либо мировому лидерству, американцам необходим однополярный мир, в котором только они будут чувствовать себя главными и смогут фактически сделать другие страны зависимыми.
Для того, чтобы сформировать недоверие к России, лишить ее союзников, США и страны, которые поддерживают данное государство, создали целую систему информационной травли России, которая очень активно действует на данный момент.
Цель работы – проанализировать принципы формирования имиджа России на мировой арене как одного из направлений социологии массовых коммуникаций.
Объект работы – имидж России на мировой арене.
Предмет работы – принципы формирования имиджа России на мировой арене как одного из направлений социологии массовых коммуникаций.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения принципов формирования имиджа России на мировой арене.
2. Разработать программу социологического исследования оценки имиджа России на мировой арене.
3. Провести социологическое исследование оценки имиджа России на мировой арене.
4. Проанализировать результаты исследования.
Методы работы: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, классификация, синтез, моделирование, хронологический, историографический, проектирование, опрос, контент-анализ.
Структура работы. Контрольная работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические аспекты изучения принципов формирования имиджа России на мировой арене
Незадолго до выдвижения Дж. Наем концепции «мягкой силы», а именно в 1986 году, появился термин «национальный маркетинг». Он связан с подходом, суть которого в том, что страны представляют из себя объекты рыночного предложения и конкурируют за различные ресурсы. Сходство этого подхода с идеей «мягкой силы» очевидно .
Разница же состоит в том, что «мягкая сила» предполагает достижение конкретных внешнеполитических целей. Тем не менее, если рассматривать привлекательность страны как фактор «мягкой силы», то представляется весьма важным формирование национального бренда, то есть позитивного имиджа России в мире .
Бренд – это ментальная конструкция, которая включает в себя все эмоции, ассоциации, представления и ценностные характеристики, связанные с предметом предложения. Другими словами, это некий образ, существующий исключительно в умах людей. Следовательно, достигается он путём брендинга, то есть деятельности, направленной на формирование бренда и управление им .
Согласно Дж. Наю, «мягкая сила» основывается на комбинации трёх ресурсов: культуры страны (в её привлекательных аспектах), политических ценностях (если сама страна их соблюдает) и внешней политике (при условиях ее легитимности и соответствии международной морали). Все три так или иначе формируют привлекательность страны, то есть её позитивный имидж.
С точки зрения внутренней политики, российская «мягкая сила» проигрывает конкуренцию многим развитым странам по таким показателям, как уровень жизни, бизнес-климат, развитость гражданского общества, экономики и политической системы. Согласно индексу восприятия коррупции, составляемому экспертами из разных стран, Россия занимает 119 позицию наравне с Гайаной, Азейбарджаном и Сьерра-Леоне.
Все это отрицательно влияет на формирование имиджа России за рубежом. Несмотря на то, что Конституция РФ провозглашает демократические ценности, Россия далеко не всегда воспринимается в мире как полноценная демократия .
Что касается внешней политики, то приверженность России принципам ООН, вклад в укрепление международной безопасности и решение глобальных проблем, участие в формировании повестки дня, открытость для равноправного сотрудничества, готовность договариваться вызывают симпатии во многих странах.
Однако наравне с этим некоторые действия России на международной арене интерпретируются за рубежом в негативном ключе. Таким образом, в ряде иностранных СМИ борьба с международным терроризмом на территории Сирии представлена как военная поддержка режима Б. Асада, присоединение Крыма – как аннексия, а гражданская война в Украине – как интервенция России .
В целом, можно сказать, что имидж России в мире оставляет желать лучшего. Отчасти потому, что он отражает некоторые явления прошлого и настоящего, частично потому, что он искусственно занижен .
Брендинг России может производиться двумя путями: естественным и искусственным, причем желательно совмещение обоих. Первый предполагает решение внутренних проблем и всестороннее развитие России. Второй способ означает ведение продуманной деятельности, непосредственно направленной на формирование позитивноого имиджа России. Продуманная политика в данном направлении имеет несколько аспектов .
Важнейшей составляющей «мягкой силы» России является ее культурно-историческое наследие в его различных формах. Следует более действенно и последовательно популяризировать достижения страны.
Этому способствуют проведение годов российской культуры в зарубежных странах, активная деятельность творческой и научной интеллигенции за рубежом (гастроли, выставки, участие в конференциях), экспорт российской популярной культуры и т.д. Важным институтом в сфере продвижения русской культуры в мире является Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству .
Колоссальным ресурсом обладают сформировавшаяся в результате нескольких волн эмиграции многомиллионная русскоязычная диаспора за рубежом, а также сам русский язык, на котором в мире говорят (
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова А.А., Ростовская М.А., Коробицын Ю.Ю. Принципы построения позитивного имиджа России в современных западных СМИ // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы и проблемы социологии массовых коммуникаций на современном этапе развития общества». – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2015. – С. 87–99
2. Афанасьева В.И. Национальное лицо России. Российские и зарубежные СМИ делают имидж Российской Федерации. – Волгоград: Смена, 2017. – 460 с.
3. Богачёва Т.В. Роль американских СМИ в развитии современного имиджа Российской Федерации: проблемы и перспективы // Современная журналистика. – 2017. – № 6. – С. 55-61
4. Голубкова О.А., Васильева О.В., Сапова Н.И. Значение зарубежных СМИ в формировании имиджа России // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения проблемы журналистики: история и современность. – Иркутск: Персона Грата, 2016. – С. 89-105
5. Гордеенко А.С., Кутейникова И.В. Проблемы исследования развития и формирования концепций имиджа России в современном мире: опыт итальянского театра // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Развитие российских и зарубежных СМИ в XX и XXI веках, история и современность: культурный и социологический аспекты». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2017. – С. 89–99
6. Демиденко С.С., Хватова А.В., Порогина В.В. Применение этических норм в формировании политического имиджа России в зарубежных странах // Сборник статей Нижегородского государственного университета. Вып. 1. Политическая журналистика. – Н. Новгород: Издательство НижГУ, 2018. – С. 40–50
7. Иваненко С.М., Харитонова А.К., Пирогова Е.В. Принципы формирования международного имиджа Российской Федерации: основные инструменты создания позитивной и негативной картины // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления в сфере журналистики: история и современность». Секция «Социальные и экономические науки». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 104–115
8. Кириченко С.С., Малышева Н.Г. Принципы интерпретации политических действия России в западных СМИ // Вопросы политического PR. – 2017. – № 10. – С. 46–58
9. Курлыкова А.В., Воробьев В.К. Россия глазами современных иностранцев // Иностранные СМИ: история и современность. Сборник статей. – 2018. – № 10. – С. 92–106
10. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. Стратегии формирования имиджа России в СМИ международного значения // Материалы научно-практической конференции «СМИ и общество: проблемы взаимодействия». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 105–121
11. Малышева П.А., Григорьева Н.А. Проблемы и тенденции развития международного имиджа России: от Древней Руси до наших дней // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2015. – С. 59–72
12. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные концепции формирования политического имиджа России на мировой политической арене // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы исследования проблем политического маркетинга: от древности до наших дней». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
13. Осьминская В.А., Круглова С.М., Зайцева К.Е. Политический имидж государства о и его структурные компоненты. – Самара: Приоритет, 2017. – 298 с.
14. Половцева А.А. Международный имидж России: история и современность. – Брянск: АСТ, 2018. – 664 с.
Яровская А.А., Медведева С.А. Организация и проведение социологического исследования. – Архангельск: Светофор, 2018. – 298 с