Фрагмент для ознакомления
1
Задания по теме 1.2 Общение как основа социально -педагогической деятельности педагога дополнительного образования
Задание 1. Проведите сравнительный анализ определений понятий «общение» и «профессионально – педагогическое общение» Выделите сходные и отличительные признаки данного понятия с учетом подходов, обозначенных К.А. Абульхановой - Славской, Г.К. Селевко, Н.П. Ерастовым, А.Н. Леонтьевым и др.
Задание 2. Разработайте примерное содержание этапов общения педагога дополнительного образования с ребенком в области социально-педагогической деятельности (реализация программы на ваш выбор).
Задания по теме 1.5. Анализ работы педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности. Требования к ведению документации
Задание 3. Составьте диагностическую «Карту интересов» для обучающегося (возраст на ваш выбор), занимающегося в учреждении дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
Задание 4. Разработайте программу дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности для учащихся 5 класса (тематика программы на Ваш выбор). Дайте обоснование ее реализации.
Задания по теме 2.3 Учет педагогом дополнительного образования возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
Задание 5. Проанализируйте ситуацию по данным ниже вопросам.
Задание 6. Проведите сравнительный анализ возрастных особенностей обучающихся, необходимых при планировании занятий педагогом дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности. Материал изложите в виде тезисов.
Задание 7. Разработайте конспект беседы педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (тема на выбор обучающегося) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Укажите возраст детей, отдельно опишите, какие именно особенности детей при подготовке беседы Вы учли.
Задания по теме 3.2 Образовательные технологии как способ мотивации учащихся системы дополнительного образования. Использование ИКТ в дополнительном образовании.
Задание 8. На основе анализа материалов лекции и учебной литературы представьте характеристику и особенности использования технологии портфолио в дополнительном образовании в области социально-педагогической деятельности.
Задание 9. На основе анализа Интернет-источников выявите особенности использования ИКТ в учреждении дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности. Опишите цели и задачи использования ИКТ, приведите конкретные примеры использования данных технологий для решения задач дополнительного образования.
Задания по теме 3.3 Требования к подготовке и проведению занятий по реализации программ дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
Задание 10. На основе использования материалов лекции и учебной литературы определите основные требования к структурным этапам учебного занятия по реализации программ дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
Задание 11. Разработайте проект предметно-развивающей среды кабинета, в котором реализуется программа дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (по Вашему выбору).
Задание 12. Составьте конспект занятия в системе дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (по Вашему выбору).
Задание по теме 3.4. Технологии оценивания образовательных достижений учащихся, обучающихся по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности.
Задание 13. Проанализируйте предложенные тексты. Определите их основную мысль. Какие у Вас возникают вопросы к авторам текста по содержанию текстов?
Задание 14. Разработайте кейс из трех педагогических ситуаций, где оценивание учащихся нарушается с педагогической стороны. Представьте решение по каждой ситуации. Примеры подбирайте не опираясь на интернет-источники.
Фрагмент для ознакомления
2
Цель занятия: закрепление знаний об общении как основе деятельности педагога дополнительного образования, формирование умения разрабатывать модель общения для решения практических задач.
Задание 1. Проведите сравнительный анализ определений понятий «общение» и «профессионально – педагогическое общение» Выделите сходные и отличительные признаки данного понятия с учетом подходов, обозначенных К.А. Абульхановой - Славской, Г.К. Селевко, Н.П. Ерастовым, А.Н. Леонтьевым и др.
№ п/п Виды общения Сходные признаки Отличительные признаки
1 Определение понятия «общение»
Общение-это процесс обмена информацией между людьми, основанный на взаимном понимании и восприятии информации. 1) Обмен информацией.
2) Нацелено на социализацию всех субъектов общения.
3) Без простого общения, также как и без педагогического общения, невозможно развитие коммуникативных навыков.
1) Педагогическое общение – организовано специально в рамках педагогического процесса, а простое обыденное общение – может возникать и стихийно.
2) В ходе педагогического общения происходит усвоение ценностных норм, в простое общение является обыденным – оно далеко не всегда включает морально-нравственную составляющую.
3) В педагогическом общении коммуницируют участники образовательных отношений, а в простом общении – все без исключения люди, независимо от пола, возраста и социального статуса.
2 Определение понятия «профессионально- педагогическое общение»
Взаимодействие между участниками образовательных отношений для реализации целей обучения и воспитания.
Задание 2. Разработайте примерное содержание этапов общения педагога дополнительного образования с ребенком в области социально-педагогической деятельности (реализация программы на ваш выбор).
При разработке опирайтесь на модель структуры педагогического общения, предложенную В.А. Кан-Каликом:
1. Моделирование педагогом предстоящего общения с одним ребенком или группой детей (прогностический этап).
2. Организация непосредственного общения с ребенком в момент изначального взаимодействия с ним (начальный период общения, который условно можно назвать коммуникативной атакой).
3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе
4. Анализ осуществленной системы общения (соотнесение цели, средств и результата) и моделирование ее на предстоящую деятельность.
Примерные темы:
«Искусство в современном обществе»
«Моя будущая профессия»
«Каким должен быть творческий человек?»
Авторская тема (определяется студентом самостоятельно)
Выполненное задание:
Мною составлено примерное содержание этапов общения педагога дополнительного образования с ребёнком в области социально-педагогической деятельности в соответствии с программой «Моя будущая профессия»:
1. Моделирование педагогом предстоящего общения с одним ребенком или группой детей (прогностический этап): на прогностическом этапе мною планируются образовательные задачи, которые необходимо выполнить. Мне необходимо качественно ознакомиться с самой программой дополнительного образования «Моя будущая профессия», изучить всю необходимую терминологию, а также снарядиться необходимым дидактическим материалом. Далее я изучу все характеристики ученика или группы детей, с которой мне предстоит работать для того, чтобы мною в полной мере был реализован личностно-ориентированный подход на будущих этапах. На основе собранной информации об ученики и классе, я определю общенческие задачи, которые мне необходимо выдержать и выполнить. Ключевым в данном этапе является определение сверхзадачи, которая лежит в основе реализации программы и я должна уметь ребёнку или детям объяснить эту сверхзадачу, то есть ключевую цель реализации программы. В данном случае ею будет являться - профессиональная ориентация детей и предварительное определение будущей профессии.
2. Организация непосредственного общения с ребёнком в момент изначального взаимодействия с ним (начальный период общения, который условно можно назвать коммуникативной атакой): в процессе планирования настоящая этапа, мне стоит приготовить ряд фраз для «коммуникативной атаки» для того, чтобы заинтересовать ребёнка занятием профориентационной деятельностью. Общение можно начать с рассказа о выдающемся актёре, который рос простым ребёнком и в последствии вырос и стал одним из самых знаменитым актёром современности и имя его Андрей Миронов.
3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе: в процессе живого общения с учеником, я пойму как мне стоит управлять общением. В данном случае, в профориентационной программе будет задействован подросток, а подростков важно стимулировать постоянными конкретными примера, такой метод я и буду применять для того, чтобы процесс дополнительного образования не был скучным и ребёнок был постоянно занят.
4. Анализ осуществлённой системы общения (соотнесение цели, средств и результата) и моделирование её на предстоящую деятельность: при анализе проделанной работы, важно сделать акцент на следующих деталях (при этом данные детали учесть при планировании будущей работы):
насколько оперативно я увлекла темой ребёнка;
были ли в процессе педагогического общения пазу, если были, то какие, почему они возникли и как я могу с ними справиться;
насколько ребёнок понял мои мысли и как была проведена рефлексия;
получила ли я обратную связь по окончании процесса педагогического общения.
Задания по теме 1.5. Анализ работы педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности. Требования к ведению документации
Цель: формирование умения организовывать деятельность педагога дополнительного образования, анализировать принятые решения и результаты; формирование умения вести разнообразную документацию.
Задание 3. Составьте диагностическую «Карту интересов» для обучающегося (возраст на ваш выбор), занимающегося в учреждении дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности.
Для составления данной карты используйте примерную схему. Добавьте свои пункты, связанные с особенностями деятельности ребёнка в учреждении дополнительного образования.
«Карта интересов» для подростков в возрасте от 14 до1 7 лет.
1. ФИО учащегося
2. Возраст
3. Состав семьи
4. Увлечения, их характеристика
5. Любимые занятия. Их продолжительность и характеристика
6. Особые способности
7. Какую книгу ты выберешь - с животными или растениями?
8.Ты любишь читать книги или смотреть фильмы?
9.Тебе нравится изучать военную технику или вести беседы с военными?
10. Что ты выберешь, слушать музыку или её сочинять?
11. Что ты больше любишь, читать о выдающихся спортсменах или общаться с ними?
12. Изучать незнакомые страны тебе больше нравится по описаниям или по географическим картам?
13. Нравится ли тебе читать законы или предпочёл бы общаться с практикующим юристом?
14. Какую из двух предложенных книг ты бы взял почитать: «Занимательная математика» или «Математика в шутках»?
15. Нравится ли тебе наблюдать за изготовлением сувениров из мебели или предпочтёшь рассматривать уже готовый продукт?
16. Тебе нравится смотреть готовое видео или предпочёл бы сам осуществить процесс монтажа?
17. Ты бы предпочёл выполнять какое-либо дело самостоятельно или в команде товарищей?
18. Ты играешь на музыкальном инструменте?
19. Ты рисуешь?
20. Ты поёшь на публике?
21. Ты посещаешь кружок кройки и шиться или, может, шьёшь себе и родным?
22. Помог ты покупателю в магазине выбрать соответствующую покупку?
23. Ты занимаешь в коллективе художественной самодеятельности?
24. Хотел бы ты участвовать в туристическом походе?
25. Хотел бы ты участвовать в географической экспедиции?