Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Система образования - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Система образования, сложившаяся на сегодня формировалась и развивалась как открытая, сложная, целостная и динамическая. Основным свойством любой системы, обеспечивающим её жизнеспособность, является целостность, которая рассматривается как общее свойство любой природы, характеризующее высокий уровень интегрального развития и его компонентных связей, а также способность системы производить новые интегральные качества, не свойственные отдельным её компонентам. Чем выше степень интеграции компонентов системы, тем выше её эффективность и результативность.
Открытая система призвана обеспечить возможность непрерывного его получения:
- право личности на свободный вход и выход на любом этапе и степени образования;
- готовность личности к постоянному самосовершенствованию;
- на освоение новых сфер образовательной и профессиональной деятельности.
Система непрерывного образования обуславливает:
- построение образования согласно социально - экономическим, психолого - педагогическим и содержательно - предметным требованиям сегодняшнего дня;
- включение образования в мировую систему образования;
- обеспечение единства теоретической и практической, общеобразовательной и профессионально-прикладной подготовки.
1 Понятие и функционирование системы образования в Российской Федерации
Система образования в Российской Федерации - это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам.
Российская система образования - это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.
I. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.
К основным общеобразовательным программам относят:
дошкольные;
начальные;
основные;
средние (полные).
Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:
средние профессиональные;
высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
послевузовское профессиональное обучение.
Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:
в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
внутрисемейное;
самообразование;
экстернат.
Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.
II. Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.
Образовательное учреждение - это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.
Схема системы образования в РФ выглядит так:
Первое звено - дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии).
Второе звено - общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование.
Третье звено - среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи).
Четвертое звено - высшее образование (университеты, институты, академии).
Пятое звено - послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).
Учреждения образования бывают:
государственными (регионального и федерального подчинения);
муниципальными;
негосударственными, то есть частными.
Все они являются юридическими лицами.
Типы образовательных заведений:
дошкольные;
общеобразовательные;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный Закон РФ «Об образовании»
2. Федеральный закон от 10.04.2000 №51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
3. Адыкаева Е.Н. Модификация высшего образования как фактор новой экономики // Национальная инновационная система России проблемы становления и развития - Сборник научных трудов. – 2016.
4. Балыхин Г.А. Актуальные вопросы социально-экономического развития системы образования России // Экономика образования. 2004. №3.
5. Давыдова Е.А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России // Экономика образования. 2014. №5.
6. Дудник С.И. Образовательная политика в современной России: проблемы и перспективы // Образование и гражданское общество. – 2013 - №1, с.20.
7. Ерошин В.И. Экономика, право и управление образованием: проблемы, исследования, решения // Известия Российской Академии образования. 2012. №2.
8. Захарчук Л.А., Экономика образовательных учреждений: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профильного образования. М.: 2013 г.
9. Усова А.В. Проблемы реформирования системы образования // Известия Российской Академии образования. 2012. №2.
10. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
11. Официальный сайт Русского экономического общества: http://www.ress.ru/