Фрагмент для ознакомления
2
Олигополия — это рыночная модель, при которой аналогичную продукцию предлагают лишь несколько производителей. То есть олигополия представляет собой ситуацию, когда на рынке определенных товаров или услуг основную часть рынка делят между собой небольшое количество крупных производителей. Примеры олигополии часто можно встретить в финансово-затратных и технологических областях, таких как нефтяная промышленность, авиастроение, судостроение, отрасли высоких технологий.
Особенности олигополии:
Неценовое регулирование. По своему желанию компании не могут снижать или повышать цены. Как правило, стоимость товара или услуги у конкурентов колеблется на одном уровне [3].
Высокий барьер входа для новых компаний. Сферы, которые контролирует олигополия, требуют для новых компаний больших финансовых вложений и компетенций.
Товары, которые производят олигополисты, невозможно или трудно заменить.
Покрытие издержек для олигополистов возможно только при больших объемах производства. Это происходит из-за высокой себестоимости производства и невозможности компании самостоятельно устанавливать высокую наценку [8].
Взаимозависимость участников олигополии. Несмотря на то, что каждая компания занимает значительную долю рынка, она все равно зависит в принятии решений от других игроков и не может кардинально менять положение дел.
Наличие на рынке разных видов олигополии не дает возможности выработать простую рыночную модель. Мешает этому и всеобщая взаимосвязь компаний при олигополии. Компания не может предсказать действия конкурентов при изменении собственной стратегии, поэтому не может и определить цену и объем производства для максимизации прибыли.
Существует несколько методов контроля над ценами при олигополии:
1. Ломаная кривая спроса. Возникает в случае, если олигополист опускает цены ниже установленных на рынке, мотивируя сделать то же самое конкурентов. Однако в результате таких действий изменений ни в цене, ни в количестве продукта не происходит, что говорит о негибкости цен, характеризующих олигополистические рынки [5].
2. Тайный сговор. Так называется неофициальное (часто молчаливое) соглашение между фирмами о фиксировании цен или ограничении конкуренции. Олигополисты, вступившие в тайный сговор, стремятся к максимизации общих прибылей. Однако эта форма контроля над ценами сталкивается с препятствиями в виде мошенничества посредством ценовых скидок, различий в спросе и издержках, антитрестовских законов и т.д. [1].
3. Лидерство в ценах. Ценовое лидерство является неофициальным методом установления цены, при котором доминирующая компания объявляет об изменении цены, а следуют ее примеру. Сохранение цены на одном уровне, заданном фирмой-лидером, называют «зонтиком цен».
4. Издержки плюс. Принцип «издержки плюс» или «себестоимость плюс» — традиционный способ установления цен при олигополии. В этом случае цена определяется на основе полной себестоимости продукта путем добавления к ней некоторой наценки. Этот метод вполне совместим с тайным сговором или лидерством в ценах [6].
Выделяют два вида олигополии по типу продукции:
1. Дифференцированная, или неоднородная. Компании производят аналогичные продукты, при этом у потребителей есть разнообразие ассортимента. Пример такой олигополии — автомобилестроение. Производители машин стремятся к различиям в дизайне, технических характеристиках, материалах [4].
2. Недифференцированная, или однородная. Олигополисты торгуют продукцией, в которой небольшое разнообразие сортов, типов, марок. Например, нефтью. При однородной олигополии компании могут вытеснять конкурентов за счет цен, объема добычи или производства.Кроме того, на рынке может быть олигополия доминирования, когда одна компания становится лидером. Она может быть крупнее других олигополистов. При доминирующей модели олигополии компания-лидер неофициально определяет цены, а другие олигополисты следуют за ней [2].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Басовский, Л. Е. Экономика: учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2023. — 80 с.
2. Богатырева, М. В. Основы экономики: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 424 с.
3. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 383 с.
4. Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 383 с.
5. Гребенников, П. И. Экономика: учебник для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 348 с.
6. Казначеева, Н. Л. Экономика: практикум / Н. Л. Казначеева, Д. А. Казначеев, Т. А. Кулешова; каф. математического моделирования и цифрового развития бизнес-систем. - Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2021. - 91 с.
7. Нуралиев, С. У. Экономика: учебник / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 363 с.
8. Экономика: учебник и практикум для вузов / В. М. Пищулов [и др.]; под общей редакцией В. М. Пищулова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 191 с.