Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любознательность и умение объяснять причинно-следственные связи, самостоятельность в деятельности и интерес к новому, активность и инициативность при получении знаний, способность принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности - все это «требования», которые предъявляет общество и государство к современному дошкольнику. Казалось бы, с этими требованиями, не всегда может справиться современный взрослый, как же быть ребенку? Однако если обратиться к литературным источникам по проблеме психологии дошкольного возраста, то все вопросы и противоречия снимаются.
Дошкольный возраст - это период детских «открытий». Ребенок исследует, познает предметный мир, мир детско-взрослых отношений, делает свои выводы, принимает решения.
Очевидно, что познавательная деятельность ребенка (под которой принято понимать поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества, наряду с игровой оказывает влияние на развитие его личности, на успешность социализации.
Задача взрослого - лишь поддержать, заложенную самой природой познавательную активность ребенка, его интерес к исследованию, создав условия, в которых познавательная деятельность дошкольника будет окрашена положительными эмоциями, как самого ребенка (который совершил «открытие»), так и взрослого.
1.Наблюдение развития познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте (6 год жизни)
Познавательный интерес, обусловливая положительное отношение к умственной деятельности, представляет собой внутреннее условие формирования субъектности в осуществлении этой деятельности и выполняет несколько функций: побудительную, отражающую энергетику возникшего познавательного мотива, мобилизующего субъекта на осуществление интеллектуальной деятельности; организующую, обеспечивающую предвосхищающее отражение хода и результата деятельности; стимулирующую, поддерживающую активацию мотива на должном уровне на протяжении этой деятельности до ее объективного завершения; направляющую, детерминирующую устремленность на умственную деятельность; регулирующую, обеспечивающую движение к результату с помощью системы контроля (в дошкольном возрасте этот механизм выступает преимущественно в развернутом плане, постепенно приобретая свернутые формы на последующих этапах возрастного развития).
Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, познавательная активность - это естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, её интенсивность и интегральное личностное образование . Э.А. Красновский же под познавательной активностью понимает и интерес к новому, и стремление к успеху, и радость познания, и установку к решению задачи .
Познавательная активность дошкольника развивается из потребности в новых впечатлениях, из его исследовательской деятельности, из стремления узнать и открыть для себя как можно больше нового.Существенное значение для разработки ключевых вопросов диагностики и формирования общей способности к учению у детей старшего дошкольного возраста имеют работы У.В. Ульенковой, которая рассматривает общую способность к учению как интегративное личностное образование, структура которого содержит интеллектуальный компонент, выраженный формирующимися у ребенка качествами ума, и неинтеллектуальные как условия его формирования: положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности и более или менее упрочившиеся и ставшие привычными способы самоконтроля на всех ее этапах .
Однако число специальных исследований одного из выделенных У.В. Ульенковой компонентов общей способности к учению - мотивационного, т.е. положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности как познавательного мотива, представлено отдельными трудами, в которых познавательный интерес рассматривается как структурная составляющая указанной способности .
Система критериально-ориентированного оценивания представлена следующими показателями:
1. Мотивация на содержание познавательной задачи: эмоциональное отношение к принятию задачи; эмоциональное отношение к содержательной стороне деятельности; динамика эмоционального состояния в процессе деятельности; степень эмоциональной насыщаемости в связи с поисковой деятельностью.
2. Мотивация на способы поисковых действий: готовность к умственному напряжению; стремление к поиску путей и средств решения задачи; характерные особенности используемых способов действий; стремление к самостоятельности.
3. Мотивация на позитивный результат, самоконтроль и самооценку: степень сосредоточенности в процессе деятельности; поведение при затруднениях; стремление к выполнению задания в соответствии с его содержанием и готовность к самоконтролю; стремление к получению результата; оценочное отношение к полученному результату .
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить эффективность использования дидактической игры как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: познавательная активность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста может быть повышена, если в процессе обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться дидактические игры.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. выявить особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Журавлева, И. В. Дидактические игры по воспитанию сенсорной культуры детей дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. - 2010. - № 8. - С. 65-68.
2. Красновский Э.А. Показатели в образовании // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 5. – С. 53-57.
3. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. - Н. Новгород : НГПУ, 1994. - 230 с.
4. Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры дошкольника //Дошкольное воспитание. - 2016. - № 2. - С. 8-15.
5. Щукина, Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике. - М.: Просвещение, 2010. - 234 с.