Фрагмент для ознакомления
2
Каменный век
Палеолит (3 млн. – 14 тыс.)
Ранний: дошель (3 млн.), шель(1 млн.), ашель(450 тыс.)
Средний: мустье (150-35 тыс.)
Поздний: ориньяк, солютре, мадлен (35-14 тыс.)
Мезолит (14-8 тыс.)
Неолит: северный (8-3 тыс. южный), (8-6 тыс. до н.э.)
Энеолит: (6-3 тыс. до н.э.)
Бронзовый век: (3-2 тыс. до н.э.)
Железный век: ранний (8 век до н.э.), поздний (5 — 16 в. н.э.)
Выделение таких периодов в археологии обосновано последовательным усовершенствованием орудий труда. Археологическая периодизация построена на эволюции главных орудий труда и способах их изготовления. Таким образом, в ней отражены основные особенности исторического развития человечества.
Задание 7. Укажите экономические последствия неолитической революции (укажите не менее трех).
Ответ: Последствия неолитической революции для человечества следующие:
1) Человек стал вести оседлый образ жизни. Он нашел постоянно место жительства, ему не нужно было постоянно перемещаться;
2) Так как охота и собирательство уже больше не стали основными видами деятельности для человека, у него появилось много свободного времени, которое он тратил на производство керамики, тканей, новых инструментов труда. А значит, с этими изменениями повысился и уровень благополучия среди населения.
3) Первобытные племенные союзы прошли заметную модернизацию и стали новым типов социальной организации – родоплеменным союзом, в котором существовали соседские отношения.
4) Изменилась и религиозная составляющая – для удовлетворения потребностей в большом урожае, увеличению поголовья скота и других повседневных проблем люди стали поклоняться растениям и животным. Стали проводиться и похоронные обряды в честь умерших.
5) Человек начала создавать запасы продуктов. Ему было больше не нужно беспокоиться о том, что же члены его семьи будут есть и пить завтра.
6) Самое главное – человек перестал быть собирателем. Он теперь – хозяин своего поля и своих животных, которые приносили ему урожай.
Задание 8. Укажите последствия перехода от камня к металлу, как материалу для изготовления орудий труда (приведите не менее трех).
Ответ:
1) Возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ (например, в районе Ближнего Востока примерно к VII тыс. до н.э.). На следующем этапе социально-экономического развития (примерно к IV-III тыс. до н.э.) происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации - происходит становление раннеклассовых обществ.
2) Благодаря переходу на металлические орудия труда человек смог развивать ремесло, а также развивать хозяйство. Таким образом, происходил прогресс. Самый первый металл, который освоили люди была медь. Ее освоение припадает на 7 тыс. до нашей эры. В это же время начался энеолит, то есть медно-каменный век. Тогда начался активный процесс развития ремесел.
3) Переход человечества от присваивающего хозяйства (охота и собирательство) к производящему (земледелие и животноводство).
Задание 9. На материале раздела 4 Введения «Увлекательный мир истории» учебника: Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Ф.А. Михайловский; под ред. Г.М. Бонгард-Левина. 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 и на основе теоретических знаний, полученных при изучении курса «Археология», составьте рекомендации для выполнения задания 1 на с. 8.
Ответ: Исходя из вопроса учебника, что ответ на него находится в самом тексте предисловия. Для ответа на вопрос необходимо:
- прочитать несколько раз текст предисловия;
- выделить основные тезисы, имеющие отношение к вопросу задания;
- сформулировать и записать ответ.
Задание 10. На материале § 1 «Первые люди на земле» главы 1 «Собиратели и охотники каменного века» раздела I «Жизнь и открытия первобытных людей» учебника: Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Ф.А. Михайловский; под ред. Г.М. Бонгард-Левина. 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 и на основе теоретических знаний, полученных при изучении курса «Археология», составьте пояснения к иллюстративному материалу параграфа, продумайте разные формы работы с иллюстративным материалом и составьте рекомендации по их выполнению.
Ответ:
1) Попытаться описать иллюстративный материал параграфа
2) Соотнести данные изображения с текстом параграфа
Задание 11. С опорой на теоретические знания, полученные при изучении курса «Археология» прокомментируйте учебный материал, представленный в разделе 2 «Жизнь людей в бронзовом и железном веках» в § 1 «Первобытная эпоха» раздела I «Древние жители нашей Родины» в учебнике Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.В. Пчелов. М.: ООО «Русское слово учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Ответ: У Пчелова не описывается путь появления племён на территории Причерноморья, хотя в курсе истории России это не было бы лишним. Да, это рассказывается у Михайловского в учебнике по первобытной истории, но именно в рамках курса истории России нет нормальных данных о расселении людей в Причерноморье, затрагиваются только дельты торговых рек, что, на мой взгляд, является большим упущением.