Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В динамично меняющемся мире, характеризующемся постоянной эволюцией рабочих мест и технологий, самоопределение и профессиональная ориентация приобретают первостепенное значение для молодых людей, стремящихся найти свою профессиональную нишу и добиться успеха в конкурентной рабочей среде.
Развитие самоопределения, включающего формирование устойчивого чувства собственной идентичности, понимание своих интересов, ценностей и способностей, имеет основополагающее значение для личного и профессионального роста. Самоопределение является многомерным процессом, который охватывает когнитивные, аффективные и поведенческие аспекты и включает в себя понимание ими самих себя, своих сильных и слабых сторон, а также своих целей и стремлений.
Профессиональная ориентация предоставляет возможность исследовать различные карьерные пути, принимать обоснованные решения относительно своего будущего и разрабатывать стратегический план для достижения своих профессиональных целей. Профессиональная ориентация выходит за рамки простого сопоставления интересов и способностей обучающихся с различными профессиями; она направлена на развитие у них навыков принятия решений, управления карьерой и планирования будущего, которые жизненно важны для успеха в XXI веке.
В контексте глобализированной экономики и быстро меняющегося рынка труда эффективное самоопределение и профессиональная ориентация становятся все более важными. Люди должны уметь адаптироваться к меняющимся условиям и использовать возможности, которые предоставляются в постоянно развивающемся мире труда. Также нужно быть в состоянии принимать обоснованные решения относительно своего образования и карьеры, которые будут отвечать личным интересам, способностям и устремлениям.
Задание 1
Личностное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев.
Профессиональное самоопределение - процесс принятия решений, касающихся профессионального развития.
На сегодняшний день наиболее популярной российской типологией является типология Е.А. Климова, который выделяет пять сфер труда по принципу взаимодействия с человеком-субъектом труда: человек-природа, человек-техника, человек-символическая система, человек-человек, человек-художественный образ.
Хотя в зарубежных типологиях часто упоминаются схожие сферы труда, в них добавляется что-то новое. Например, «типы профессиональной среды», такие как «предприниматель» (Д. Холланд), или в более ранних типологиях такие сферы, как «политика» или «религия» (Э. Шпрангер).
Типология М.Р. Гинзбурга основана на двух основных координатных осях - временной и семантической - и опирается на 15 самоопределяющихся типов. Он выделяет типы, которые кажутся здесь перспективными. В качестве примера можно привести «стагнирующий тип самоопределения», характеризующийся изобилием настоящего (смысл находится в настоящем) и неблагоприятным будущим («страх перед будущим»), и «фантазийное самоопределение», характеризующееся неблагоприятным настоящим, но позитивно планируемым будущим («бегство в будущее»).
В поисках универсальных типологий можно обратиться к историкам, в частности к Л.Н. Гумилеву. Он выделил 12 типов людей, опираясь на свой пассионарно-аттрактивный принцип. Стоит отметить, что в его типологию помимо традиционных типов (промышленники, ученые, снобы и т.д.) входят «преступники» и «соблазнители». Из этого можно сделать вывод, что историки смелее психологов, т.к. стараются отражать не только то, что «желательно», но и то, что, к сожалению, «имеет место быть».
Типология Э. Фромма представляет большой интерес для теории и практики профессионального самоопределения: наибольшее внимание он уделяет описанию «рыночной личности», определяя ее как пустоту, которую нужно как можно быстрее заполнить желаемыми качествами - качествами, которые делают такого человека наиболее конкурентоспособным на «рынке личности». Она определяется как сущность. При этом сам человек перестает считаться полноценной личностью и превращается в товар, который можно купить или не купить. Основную позицию Фромма можно сформулировать следующим образом: «Я тот, кто вам нужен, поскольку я нужен вам для решения ваших проблем». В результате, утверждает Э. Фромм, при такой ориентации «проповедь труда теряет свою силу, а на первый план выходит проповедь продажи труда на рынке личности», то есть важно не то, какой ты работник, а то, как ты можешь преподнести себя работодателю.
Н.А. Смирнов предлагает следующие позиции по профессиональному самоопределению:
позиция ведомого (главный вопрос – «как выжить?»);
позиция потребителя (главный вопрос – «что я получу?»);
позиция наемного работника (для него главный вопрос – «кем я должен стать?»);
позиция слуги идей (для него главный вопрос – «как я могу быть полезен обществу?»);
позиция оригинального человека (для него главный вопрос – «как быть самим собой?»).
В заключение следует отметить, что процесс самоопределения длится у человека всю жизнь. Человек ищет ответы на вопросы - кто я есть, зачем я живу, чего могу добиться, в чем мое индивидуальное предназначение и др. Эти потребности самоопределения связаны с поиском смысла жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бурлачук, Л. Психодиагностика / Л. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2018. - 384 c.
2. Глуханюк, Н.С. Психодиагностика: Учебник / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2018. - 272 c.
3. Донцов, Д.А. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике / Д.А. Донцов, Л.В. Сенкевич, А.И. Рыбакова. - М.: Русайнс, 2014. - 352 c.
4. Носс, И.Н. Психодиагностика: Учебник для академического бакалавриата / И.Н. Носс. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 500 c.
5. Одинцова, О.В. Психодиагностика: Учебник / О.В. Одинцова. - М.: Academia, 2018. - 352 c.