Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Религия испокон веков была и остается фактором, объединяющим или раскалывающим общества. Религиозная нетерпимость даже в современных обществах становилась причиной братоубийственных войн и бедствий. Неприятие и нетерпимость к религиозным чувствам и ценностям иноверцев приводили к кровопролитным войнам, расколу государств и наций.
В то же время религиозная нетерпимость внутри обществ является серьезным ресурсом в руках враждующих государств с точки зрения внесения раскола в эти страны и общества. Именно поэтому издавна осуществляются всевозможные миссионерские миссии, преследующие, помимо религиозных (пропаганда и распространение собственной религии и ценностей), замаскированные политические цели.
Для выявления социальных корней религии используются структурный, функциональный, системный подходы и методологический принцип. Структурно-функциональный метод анализа социальных объектов. Он позволяет формализовать знание о сложных социальных объектах. Основоположниками структурного и функционального подхода к религии считаются Э. Дюркгейм и английский этнограф Б. Малиновский. Как наука социология религии сформировалась в конце XIX-начале XX века. Первыми, кто попытался объяснить природу религиозных верований с позиции социологии как науки об обществе, были М. Вебер и Э. Дюркгейм. Немаловажную роль в формировании социологии религии сыграли также О. Конт и Г. Спенсер.
1. Религия как социальное явление
Религия (от лат. religare - воссоединять, связывать) является сложной многоуровневой системой, включающей в себя в качестве основных структурных элементов религиозные догматы, систему культа и поклонения, религиозное сознание, отождествляемое с верой, религиозную деятельность, религиозные институты и организации. В наши дни наука все более ориентируется на цивилизационный подход в познании сущностных характеристик религии, в соответствии с которым последняя рассматривается как важнейший духовный фактор цивилизационного развития.
Вообще можно обозначить большое количество подходов к трактовке понятия «религии»: взгляды Э. Трёльча, Р. Отто, П.Л. Бергера и Т. Лукмана, К. Маркса и Ф. Энгельса, Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, 3.Фрейда, К. Юнга, П.А. Флоренского, Б. Малиновского и др. Интересное определение религии предложил известнейший немецкий ученый, философ и психоаналитик ХХ столетия Эрих Фромм (1900-1980 гг.), согласно которому религия есть любая система взглядов и действий, которой придерживается группа людей и которая служит системой ориентации и объектом поклонения. Религия по Э. Фромму проявляет себя и в более обыденных ситуациях, где присутствует объект поклонения - любовь, справедливость, истина, деньги или власть.
В силу возможности широкой трактовки религиозное мировоззрение по своей природе представляет собой достаточно противоречивое явление. Заметим, что до начала 1990-х гг. его оценка в отечественной научной литературе крайне упрощалась и огрублялась. В советском государстве, где идеология была основана на постулатах марксизма (вспомним, что К. Маркс (1818-1883 гг.) называл религию опиумом для народа, и это изречение неоднократно цитировал В.И. Ленин (1870-1924 гг.) в своих работах, а именно: «Социализм и религия» (1968), «Об отношении рабочей партии к религии» (1968) и др.), религия истолковывалось как иллюзорное, превратное отражение реального мира, действительного социального бытия людей. Действительно, в религиозном мировоззрении могут выражаться крайне негативные настроения и идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, - чему немало примеров в прошлом и настоящем. Опыт наших дней дает примеры непримиримой вражды между различными религиозными конфессиями и системами. Однако это не дает оснований однозначно негативно оценивать социально-политическую роль религиозных взглядов вообще. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование осознанности единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей.
Религия является частью общественной организации и «неразрывно по своей форме связана со способом производства, в рамках которого могут отсутствовать или присутствовать классы. На определенном этапе исторического развития (до процессов секуляризации) религия являлась своего рода идеальной проекцией материального производства. Так, в Европе феодальному способу производства соответствовало католичество. Зарождение и развитие буржуазных отношений было связано с появлением протестантизма. Так, М. Вебер (1864-1920 гг.) в своем труде «Протестантская этика и дух капитализма» (1976 г.) утверждал, что именно протестантизм, а не производственные отношения, создал необходимые условия для развития капитализма в Европе, поскольку рациональное, прагматическое жизненное поведение возникло из духа христианской аскезы.
Взаимоотношения религии и общества в современном мире носят характер взаимопроникающих. Сегодня, с одной стороны, наблюдается усиление процессов секуляризации - перевода идей, ценностей и т. п. из религиозной сферы в светскую, с другой стороны, растет популярность религиозных ценностей в обществе. Влияние таких феноменов, как религиозная мораль, религиозное искусство и религиозная философия на формирование светской культуры сегодня очевидно. В данном отношении большую значимость приобретает выявление, изучение и исследование функций религии - основных направлений ее воздействия на сознание человека и общественные отношения
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.»
2. Вуд Дж. Э. Право человека на свободу религий в международной перспективе // Диа-Логос. Религия и общество. М.: Истина и жизнь, 1997. – 256 с.
3. Кардашевский А.В. Государственно-конфессиональные отношения и политические режимы // Известия Иркутского гос. ун-та. Серия: «Политология. Религиоведение». 2010. №2 (5). С. 141-150.
4. Красиков А.А. Религиозный фактор в европейской и российской политике: (исторический аспект). М.: Вече, 2010. 217 с.
5. Придворов H.A., Тихонова E.B. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России. - М., 2011- 128 с;
6. Сосковец Л. И. Религиозная толерантность и свобода совести: история и теория вопроса // Известия Томского политехнического университета. 2004. № 2. Т. 307. С.177-179.
7. Стецкевич М. С. Свобода совести. СПб., 2006. – 288 с.