Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие России как федеративного государства предполагает формирование регионального законодательства, существование которого в настоящее время является неоспоримым. Говоря о текущем состоянии регионального законодательства в России, необходимо констатировать существование двух противоположных тенденций в его развитии: существенные различия в качестве нормативных правовых актов, принимаемых в субъектах РФ, и одновременно идентичность правового регулирования в различных субъектах Федерации.
В научной литературе термин «правовая система субъекта федерации» достаточно распространен. Так, И.В. Петелина пишет: «Можно утверждать, что Конституция Российской Федерации заложила юридическую основу постепенного становления правовых систем субъектов Федерации» . Такая позиция не совсем верна. В Конституции РФ термин «правовая система субъекта Российской Федерации» вообще не употребляется. Речь идет исключительно о наличии правовой системы Российской Федерации, являющейся национальной правовой системой, хотя Конституция РФ и определяет возможность субъектов РФ принимать законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ.
Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.
Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть, однако, конституционные требования, которые они при этом должны соблюдать. Во-первых, чтобы эта система соответствовала основам конституционного строя Российской Федерации, что, в частности, означает разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Во-вторых, система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. Такие требования Конституции РФ, весьма характерные для всех федеративных государств, призваны обеспечить принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на всех уровнях.
Система права субъектов РФ
1.Статусы субъектов
Количество субъектов РФ в настоящее время остановилось на отметке 85. В зависимости от того, какой они имеют правовой статус, их разделяют на три большие группы:
республики (со статусом государства);
автономные образования (автономные области, автономные округа);
области, города с федеральным значением, края.
В общее количество субъектов РФ включается 22 республики, каждая из которых имеет государственно-правовой статус. В РФ это унитарные демократические правовые государства, в Конституции РФ они так и позиционируются. В отличие от остальных субъектов, республика имеет собственную конституцию, она имеет право устанавливать собственный государственный язык наряду с русским, который будет использоваться в государственных учреждениях. Республика имеет право ввести свое гражданство.
Без согласия республики ее территория не может быть изменена. Есть собственная символика: гимн, флаг, герб, а также столица. Отношения с Федерацией строятся на основании федеративного договора, Конституции РФ, двустороннего договора о разграничении полномочий. Первый прецедент подписания был в 1994 году между Республикой Татарстан и Российской Федерацией. В федеративном договоре говорится о суверенитете республики. В их конституциях такая формулировка дублируется. Однако Конституция РФ не указывает республики суверенными и не признаёт за ними право на выход из состава Федерации.
Данные субъекты считаются государственно-территориальными единицами . Статус их определяет Конституция РФ и устав - учредительный акт субъекта. Большую часть из количества субъектов РФ составляют именно эти территориальные образования (областей - 46, краев - 9, городов федерального значения - 3). Устав субъекта принимают соответствующие представительные органы, он обладает наивысшей юридической силой в отношении правовых актов и законов территориального образования. Данные единицы, в отличие от республик, не могут иметь своего гражданства. На территориях государственным языком считается общефедеральный - русский. Края, города, области имеют право на установление собственной символики - гимна, герба и флага.
Из общего количества видов субъектов РФ выделяется 4 автономных округа и лишь одна автономная область. По сути, это сложившиеся национально-территориальные формы самоопределившихся народов в составе страны. Эти образования равноправны с другими субъектами РФ. Основной особенностью данной группы является то, что каждое образование территориально включается в какой-либо другой субъект РФ (область или край). Исключение составляют Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область. Они непосредственным образом входят в состав РФ.
Статус субъекта как автономный определяет Конституция РФ, а также устав самой автономии. Федеральный закон об автономной области, автономном округе может приниматься по представлению местных органов власти. Отношение автономии с областью или краем, в состав которых она включена, регулируется федеральным законодательством, а затем двусторонним договором между областью, краем и автономным округом. В Конституции РФ не содержится аналогичных норм, касающихся автономной области. Как и другие субъекты, автономные единицы имеют свои органы государственной власти, официальную символику, законодательство, элементы правосубъективности.
Фрагмент для ознакомления
3
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
Специальная литература:
2.Бирюков П.Н. Правовая система Российской Федерации и международное право// Российское государство и правовая система: Современное развитие, проблемы, перспективы/Под ред. Ю.Н. Старилова Воронеж, 2013.
3.Карташов В.Н. Теория правовой системы общества. Учебное пособие. — В 2 т. — Ярославль, 2015. Т. 1.
4.Киримова Е.А. Правовой институт: понятия и виды: Учебное пособие/ под ред. Профессора И.Н. Сенякина. – Саратов, 2012.
5.Лебедев A.A. Статус субъекта Российской Федерации. (Основы концепции, конституционная модель, практика). М., 2013.
6.Марченко М.Н. Правовые системы современности/ Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х т. изд. 2-е, переб. и доп./Под ред. М.Н. Марченко. - Т.2. - М., 2014.
7.Матузов Н.И. Правовая политика: сущность, концепция, реальность// Российская правовая политика. М., 2013.
8.Петелина И.В. Региональные правовые системы: проблемы правотворчества // Известия вузов. Правоведение. 2013. № 1. C. 234-235.