Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Бюджетная стратегия является необъемлемым инструментом стратегического планирования, который должен гармонично вписываться в общую систему соответствующих документов. Для того чтобы БС стала документом действия, необходим последующий мониторинг как используемых в нем прогнозов, так и результатов достижения, заявленных в нем приоритетов. Осуществлять такой мониторинг целесообразно не в форме дополнительных документов, а в самой стратегии при ее актуализации. Соответственно, существенные отклонения ранее спрогнозированных показателей от факта, а также принятых решений или направлений действия от заявленных ранее, должны здесь же быть показаны и объяснены. Должны быть обоснованы также и все существенные изменения бюджетной политики в будущем периоде. В противном случае бюджетная стратегия останется красивой вывеской, которая непонятно как будет связана с действительностью.
В настоящее время проведение «взвешенной» финансовой политики, включая бюджетную, приобретает еще более фундаментальный смысл для сохранения стабильности государств в связи с мировым кризисом, глобальные последствия которого еще до конца не определены и продолжают отрицательно сказываться на социально-экономическом развитии большинства стран, в т. ч. их способности своевременно погашать долговые обязательства.
Поскольку финансовая политика разрабатывается и реализуется на разных ее уровнях (межгосударственном, федеральном, региональном, муниципальном (или местного самоуправления), коммерческих организаций, некоммерческих организаций, домохозяйств), постольку ее исследование чаще всего замыкается в рамках проблем одного из этих уровней. А между тем все они тесно взаимосвязаны, оказывают влияние друг на друга и поэтому требуют при их анализе в т. ч. и комплексного подхода.
1. Общие положения долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации
Бюджетная стратегия разрабатывается на основе на основе стратегического прогноза, прогноза социального экономического развития РФ. Основными документами государственного стратегического планирования федерального уровня являются:
стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий
государственные программы РФ
научно-технологический прогноз на долгосрочный период
прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период
стратегия национальной безопасности
концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ (КДР)
долгосрочная бюджетная стратегия
долгосрочные отраслевые документы (стратегии)
схемы территориального планирования
госпрограммы
основные направления деятельности правительства
прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период
доклад о ходе реализации и оценке эффективности госпрограмм
доклад о результатах основных направлений деятельности ФОИВ
Цель разработки долгосрочной бюджетной стратегии РФ -финансовое обеспечение достижения установленных в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ приоритетов и целей социально-экономического развития РФ и обеспечения национальной безопасности на долгосрочную перспективу с учетом возможностей бюджетной системы РФ и положений стратегии национальной безопасности РФ.
Основа разработки долгосрочной бюджетной стратегии РФ:
стратегический прогноз.
прогноз социального экономического развития РФ на долгосрочный период.
стратегия национальной безопасности РФ на долгосрочную перспективу.
концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ.
бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ.
иные акты Президента РФ и Правительства РФ, содержащих основные направления бюджетной политики РФ.
Бюджетная стратегия устанавливает долгосрочные ориентиры и приоритетные направления проводимой бюджетной политики, учитывающие задачи социально-экономического развития и вероятность возникновения угроз для ее устойчивости
Бюджетная стратегия в программных документах Минфина России
ГП «Управление государственными финансами» - формирование органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления собственных механизмов обеспечения сбалансированности бюджетов в долгосрочной перспективе, включая активное внедрение долгосрочного бюджетного планирования, резервирования дополнительных доходов, ограничения предельных бюджетных расходов
ГП «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов РФ» - согласование различных направлений социально-экономической политики, в том числе бюджетного, которое позволяет обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетов бюджетной системы РФ.
Фактический отказ от идеи разработки долгосрочной бюджетной стратегии на федеральном уровне не означает отказа от идеи долгосрочного стратегического бюджетного планирования. Он означает лишь невозможность
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с последн. изм. и доп..) //Собрание законодательства Российской Федерации.1998. № 31, ст. 3823
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с последн. изм. и доп..).) // Собрание законодательства Российской Федерации.1998. № 31, ст. 3824.
3. Бушмин Е. В. Государственные и муниципальные доходы как составная часть бюджетной системы Российской Федерации / Е. В. Бушмин. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - 516 с.
4. Быков С. С. Налоговое регулирование: разработка подходов к оценке эффективности //Развитие российского общества: социально-экономические и правовые исследования /под ред. М. М. Винокурова, А. П. Киреенко, С. В. Чупрова. - М.: Наука, 2014. - С. 153-192.
5. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М.: Финансы и статистика, 2015. 560с.
6. Чулков А. С. Расходы местных бюджетов: методология проведения аудита эффективности // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. - 2013. - № 19. - С. 24-30.