Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Эффективность радиопередачи, мера ее воздействия на аудиторию находятся в прямой зависимости от точности и мастерства в выборе комплекса выразительных средств, накопленных в арсенале радиожурналистики. Успех человека у микрофона зависит не только от того, как логично, умно и аналитично он рассказывает о событии или об окружающем мире, но в равной степени и от того, насколько эмоциональным будет его эфирное повествование, в какой степени затронет он и разум, и чувства слушателя. Это касается всех видов журналистики – и прессы, и электронных СМИ, но для радиовещания является непременным условием его существования. В силу самой своей природы радио тяготеет к образному общению со слушателем, ибо, звуком побуждает активную деятельность человеческого воображения.
Цель исследования – изучить и проанализировать выразительные средства радиожурналистики.
Задачи исследования:
1) рассмотреть выразительные средства радиожурналистики;
2) проанализировать использования слова как натурального выразительного средства радиожурналистики.
Объект исследования – выразительные средства.
Предмет исследования – радиожурналистика.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Выразительные средства радиожурналистики
Когда появилось телевидение, перед обществом стоял вопрос о правомерности жизни театра, кинематографа, музеев, не говоря уже о радио. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», − так считали специалисты, утверждающие, что телевидение полностью заменит радио. Однако на деле все оказалось иначе. Например, в 1959 году, в США, одной из наиболее развитых «телевизионных держав», насчитывалось 3879 радиовещательных станций. В это же время работало около 900 телестанций. А к 1976 году в США работало 8120 радиовещательных станций при 1016 телевизионных студиях. В СССР же на рубеже 80-х годов в некоторых полностью телефицированных районах страны почти 90% жителей предпочитали слушать радио (второе место после газет по популярности) (1). Также можно вспомнить и такой случай: в одной из европейских стран газета, печатавшая телевизионные программы, объявила в качестве приза 750-тысячному подписчику цветной телевизор новой модели, но по просьбе читателей он был заменен на стереофонический радиоприемник (1). Как мы видим, радио не «проиграло» в борьбе за аудиторию, а, скорее, наоборот, набирало и продолжает набирать популярность . Так почему же и сегодня, в эпоху «правления» телевидения и Интернета, радио не теряет своей актуальности?
Одна из основных причин – радио оказывает психологическое влияние на людей. Оно воздействует на воображение человека, так как, в отличие от телевидения, не дает готовой картины происходящего, человек представляет ее в голове. Радио высвобождает воображение и определенным образом компенсирует тот эмоциональный и мыслительный застой, те навыки автоматизма в поведении и реакциях, которые выработаны привычным жизненным опытом. Даже самая трагическая информация воспринимается по радио с меньшим нервным напряжением, чем с экрана телевизора. Социопсихологи утверждают, что это происходит потому, что у человека срабатывает механизм психологической защиты. Воображение имеет определенные психологические функции, которые способствуют личностному росту человека, поэтому так важно его развивать. Оно помогает в работе и творческом процессе, также контролировать свою речь, эмоции, внимание и память. Воображение и индивидуальность являются критериями в оценке таланта и способностей человека, что немаловажно в трудовой деятельности .
В практике вещания прослеживаются разные тенденции в отношении к звуковому образу, в том числе и к его упрощению, к «скупости красок», доходящей порой до полного отказа от всех выразительных средств, кроме слова. Появлялись даже попытки подвести теоретическую базу под это явление, когда любое проявление индивидуальности журналиста или диктора у микрофона, любое его стремление придать радиосообщению эмоциональную окраску расценивалось как подрыв авторитета официального органа пропаганды: «Радио ведь не ваше, а государственное» .
Выразительные средства радиожурналистики составляют две группы, находящиеся в неразрывной связи друг с другом.
К первой группе, стабильной, не подверженной количественным изменениям, относится тот исходный звуковой «материал», которым оперирует радиожурналист: это четыре элемента – слово (речь), музыка, шумы (реальные, жизненные или студийные, т.е. имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) и документальные записи, сделанные вне студии. Эти записи в свою очередь также включают в себя речь, музыку и различные звуки (шумы), но в отличие от первых в отдельную
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барабаш, Н. Ведущий информационно-музыкальной радиостанции – становление профессии, специфика и методы работы. Диссертация кандидата филологических наук. – М., 2002.
2. Долгина Е. С., Путенихина К. А. Особенности работы радиожурналиста // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1258-1260.
3. Клюев Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии : учеб. пособие / Ю. В. Клюев. СПб. : Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций» СПбГУ, 2015. — 151 с.
4. Марачева А.В. Анализ использования слова как натурального выразительного средства радиожурналистики. // Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. – 2016 – С. 232-235
5. Проблемы современного радиовещания в России : материалы III Всероссийской студенческой научнопрактической конференции. Москва, РУДН, 12 апреля 2017 г. / сост. В. В. Ильичева, К. Е. Кузьменкова ; под ред. проф. В. В. Барабаша. – Москва : РУДН, 2017. – 167 с.
6. Выразительные средства радиожурналистики. - http://evartist.narod.ru/text5/48.htm