Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей известной истории всегда было так, что внедрение различных новаций в общественно-политическую, культурную и научную жизнь той или иной страны поначалу встречало ожесточенное сопротивление со стороны самопровозглашенных «хранителей традиция».
О деятельности российского императора Петра Великого можно говорить практически бесконечно. Он был достаточно яркой личностью, и оставил след в истории России настолько заметный, что потомки до сих пор спорят о том, чему поставить Петру Алексеевичу жирный плюс, а какие случаи отнести к минусам.
Актуальность работы состоит в том, что в истории петровских преобразований всегда возникали разногласия и споры среди современников и ученых. Одни считали реформы великими и важными, другие же считали их излишними и вредными.
Цель работы – рассмотреть положительные и отрицательные последствия реформаторской деятельности Петра 1.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть восхождение Петра Великого на престол. Цель преобразований;
2. Изучить реформы Петра Великого;
3. Рассмотреть неоднозначные оценки деятельности Петра Великого.
Предмет исследования – подходы к оценке реформаторской деятельности Петра 1.
Объект исследования – реформы Петра 1.
Вопросы, затронутые в данной работе были исследованы такими учеными как В. О. Ключевский, Л. А. Черная, А. В. Кирин, С. Л. Анохина, Е. И. Нестеренко, Н. Е. Петухова и др.
Восхождение Петра Великого на престол. Цель преобразований
8 февраля 1676 года умер царь Алексей, отец Петра, который в тот момент едва достиг четырех лет. После смерти отца, Петра сводный брат Федор III стал царем России. Однако спустя шесть лет Федор III скончался без наследника, и корона перешла к Петру и его сводному брату Ивану. Их объединение в качестве соцарей было результатом соглашения между Милославскими, родственниками Ивана, и Нарышкиными, родственниками матери Петра. Борьба за власть привела к гибели многих сторонников Петра, включая Артамона Матвеева [3].
Поддерживаемые Нарышкиными, представители Боярской думы утверждали, что Иван и его старший брат Федор III были слабого здоровья и немощны. Они предпочли, чтобы правление осуществлялось Петром, который был более здоров и сообразителен. Поэтому было решено, что Петр и Иван станут соцарями, а до достижения Петром 10 лет возраста, управлять страной будет Софья, старшая сестра Ивана [1].
В период политических волнений в 1689 году Петр обрел преимущество над Софьей, вынуждая ее уйти в монастырь. Из-за слабоумия Ивана реальная власть фактически осталась в руках Петра. После смерти Ивана в 1696 году, не имея наследников, Петр стал единовластным царем России [7].
Благодаря образованию и воспитанию, полученным от матери Натальи, Петр познакомился с западными идеями. Прошедший детство в деревне, он увлекался военными играми и активным отдыхом. Петр общался с мальчиками из немецкой колонии, в числе которых были будущие генералы его армии. У Петра не было типичного для царей образования, его учили ученые, а он сам много времени проводил на свежем воздухе, что повлияло на его стремление к западным новшествам [4].
Император Петр I, проводящий реформы, стремился к тому, чтобы Россия получила доступ к Балтийскому морю, осознавая, что шведы мешают ему спокойно спать. Победа в войне обеспечила бы геополитическое превосходство России и включение ее в европейское сообщество. Петр I нацелен на приближение уровня развития России к европейским стандартам, однако историки по-разному оценивают результаты реформы. Действия Петра I вели к серьезной трансформации страны, хотя спешка и хаос внедрения европейских принципов затронули лишь ограниченное число людей, в основном дворян. Остальное население почти не почувствовало изменений [1].
Император Петр I ставит Россию на мировую карту: страна получает доступ к Балтийскому морю, становится империей под руководством Петра I, занимает свое место на международной арене, что повышает ее статус. Эти масштабные перемены вынуждают Петра I внести реформы. Они затрагивают законодательство, административную и бюрократическую системы, оставаясь эффективными до 1917 года. Император достигает своей цели в этом направлении [4].
Реформы Петра Великого
Сравнивая с европейскими аналогами, Россия, унаследованная Петром I, оставалась в прошлом и в развитии технологий, образования, управления, культуры и вооруженных сил. Петр Великий стремился переменить будущее страны, зная, что экономика, армия и культура России отстают от Запада. Он упорно проводил реформы, сделав Россию современнее [3].
Он рассуждал, что модернизированная Россия поможет в ее военных действиях на континенте, особенно против османов. Он сосредоточился на повышении промышленного потенциала России.
Существует огромная значимость вклада российского монарха в укрепление армии. Специалисты утверждают, что военные реформы Петра 1 были ключевыми факторами успехов в военных действиях, считая их основополагающими. В это время была создана стабильная военная организация, которая принесла множество триумфальных побед. Русские смогли успешно соперничать с лучшими армиями мира благодаря военным преобразованиям Петра 1. Одной из значимых мер реформы была введена система призыва, обязывающая каждый двор предоставить определенное число рекрутов в армию. Эта система оставалась актуальной на протяжении долгого времени, пока в середине XIX века император Александр II не заменил ее всеобщей воинской повинностью. Длительное существование системы свидетельствует о ее эффективности и значимости в то время [2].
Пользуясь знаниями, накопленными в процессе работы с судостроением в Европе, он вложил значительные средства в реконструкцию российского военно-морского флота. Это потребовало адаптации металлургических технологий из Европы и привлечения экспертов. Под руководством Петра Великого армия и флот России претерпели существенные улучшения. Структуры, заданные им, позволили России за несколько десятилетий стать лидером в металлургии Европы. Также он направил делегацию на Мальту для изучения навыков Мальтийских рыцарей и их флота [1].
Под руководством Петра Россия одержала значительные победы в морских сражениях против Швеции, укрепив свое положение как морская держава. Несмотря на замедление темпов строительства кораблей после ухода Петра, страна продемонстрировала великолепные результаты в морских битвах, особенно при Екатерине II [6].
Петр отличался тем, что возводил корабли не для текущих нужд, а стремился сделать Россию великой морской державой. Его государственные реформы затрагивали не только военные и административные аспекты, но и культурную сферу, стремясь синхронизировать русскую жизнь с европейской культурой. Петр стремился к образованию дворян, строил учебные заведения, надеясь на появление ученых и инженеров, необходимых для развития страны. Однако многие дворяне предпочитали сохранять традиционный образ жизни, что затруднило достижение значимых результатов в области образования и культурных преобразований [4].
Основные результаты деятельности Петра в этой области проявились уже после его смерти, в период правления его преемниц – Елизаветы, Екатерины II. Огромную роль в продолжении преобразовательной деятельности сыграли «птенцы гнезда Петрова». Именно они продолжили его дело и определили политику его преемников [7].
С 1 января 1700 года российский император Петр привел русский календарь в соответствие с календарем, которым пользовались европейцы. До этого год по российскому календарю начинался в сентябре. Он принял юлианский календарь для дней месяца.
Русское общество значительно изменилось в результате введения социальных реформ. Считается, что они способствовали окончательному разделению общества на различные слои. Одним из ключевых документов, оказавших влияние, был «Табель о рангах». В этом документе было
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анохина, С. Л. Реформы в России XVIII-XX вв.: опыт и уроки: учебное пособие / С. Л. Анохина, Е. И. Нестеренко, Н. Е. Петухова; под ред. Я. А. Пляйса, — 3-е изд., доп. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2023. — 512 с.
2. Витчевский, В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней: монография / В. Витчевский; пер. с нем. А. В. Брауде. - 3-е изд. - Москва; Челябинск: Социум, 2020. - 428 с.
3. Дегоев, В. В. Большой Юг в политике и дипломатии Петра I: монография / В. В. Дегоев. - Москва: Издательство «Аспект Пресс», 2023. - 408 с.
4. Кирин, А. В. Государственные реформы в России: от Петра до Путина: монография / А. В. Кирин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - 2-е изд. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. - 429 с.
5. Ключевский, В. О. Лекции по русской истории в 3 ч. Часть 3. Восемнадцатый век. Реформы Петра: учебник для вузов / В. О. Ключевский. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 232 с.
6. Кузнецов, В. Б. Учись легко! Время Петра Великого: опыт погружения в историю: учебное пособие / В. Б. Кузнецов. - Москва: Издательский Дом НИТУ «МИСиС», 2021. - 82 с.
7. Черная, Л. А. Культура России петровского времени: учебное пособие для вузов / Л. А. Черная. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 290 с.