Фрагмент для ознакомления
2
Как рациональный субъект экономики потребитель в качестве важнейшей цели собственной хозяйственной деятельности ставит максимизацию полезности своего потребления в условиях ограниченности ресурсов, включая и условия ограниченного дохода.
Он всегда имеет стремление к получению как можно большего количества благ для собственного потребления, имея при всем этом минимальные издержки.
Рациональный выбор потребления выступает в качестве основы потребительской теории.
При реализации принятого решения, которое касается состава потребительской корзины, субъект экономики всегда обращает свое внимание на современную ситуацию на рынке.
Цель работы – раскрыть основы теории потребительского выбора.
Задачи работы:
- раскрыть основы порядкового подхода к теории потребления;
- представить проблему оптимального выбора товаров в современных условиях;
- рассмотреть предельную норму замещения и предельную полезность;
- представить бюджетную линию и кривые безразличия.
1. Характеристики аксиом порядкового подхода к теории потребительского выбора
Используемый порядковый подход к проведению анализа полезности и спроса выступает как более современный, базируется на предположениях гораздо менее жестких, чем так называемый количественный подход. Потребителю не нужно уметь измерять уровень полезности того или иного блага в каких-то единицах измерения, которые являются искусственными. Достаточно только того, чтобы потребитель имел способность упорядочить все возможные товарные наборы согласно степени их «предпочтительности».
Базой порядкового подхода являются такие аксиомы :
1. Аксиома полной (иначе - совершенной) упорядоченности. Потребитель имеет способность упорядочения всех возможных наборов товаров при помощи отношений предпочтения (у) и безразличия (~). Это значит, что для любого рожа пары наборов товаров А и В потребитель может указать, что либо А > В (то есть А является более предпочтительным, чем В), либо В > А (то есть В является более предпочтительным, чем А), либо А ~ В (то есть А и В являются равноценными).
Нужно при этом обратить внимание на то, что символами А и В здесь обозначаются не отдельно взятые товары, а наборы товаров. Очевидным является то, что данного рода аксиома - не слишком жесткая. Она только исключает возможность получения ответа «не знаю» на такой вопрос: «Какой из данных двух наборов товаров Вам более предпочтителен?». Потребитель может выбирать любой из них, либо заметить, что оба для него одинаково ценны.
2. Аксиома транзитивности. Если А > В > С, или А ~ В> С, или А > В ~ С, то А > С. Данного рода аксиома гарантирует определенную согласованность предпочтений. Она, к примеру, исключает возможность такой ситуации: А > В, В > С и одновременно С > А. Аксиома транзитивности имеет и еще одно утверждение: если А ~ В и В ~ С, то А ~ С. Но при этом интерпретация ее является сопряженной с достаточно известными сложностями. К примеру, индивидууму достаточно безразлично, положить в стакан чая 5 или 6 гр. сахара песку, 8 или 9 гр. и т.п. Однако тогда в силу только что высказанного утверждения ему должно быть безразличным и такое: положить ли в него 8 или, к примеру, 100 гр. сахара, что является маловероятным. Данный парадокс можно объяснить присутствием определенного так называемого порога восприятия. Для его устранения может потребоваться приведение единицы измерения в соответствие со значением порога восприятия (к примеру, измерять сахар не в граммах, а с помощью чайных ложечек).
3. Аксиома ненасыщения. В том случае, если в наборе А содержится не меньшее число каждого отдельно взятого товара, а одного из них больше, чем набор В, то тогда А > В. В связи с этим, можно сделать предположение о том, что прирост потребления любого рода товара ≈ при фиксированных объемах потребления иного рода товаров ≈ делает лучше положение потребителя. Если переводить данную аксиому на язык так называемой количественной теории полезности, то в ней делается исключение возможности нисходящей ветви линии TU и отрицательных значений самой предельной полезности .
4. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя находится в зависимости только от числа потребляемых им благ и не находится в зависимости от числа благ, которые потребляются иными потребителями. Это значит, что потребителю не известны чувства зависти и сострадания. В принципе и от данной аксиомы можно отказаться, это порою и делается, к примеру, при проведении анализа процессов потребления, которые сопровождаются так называемыми внешними эффектами и внешними затратами.
Значение в порядковой теории полезности понятия «полезности» является не более чем порядком предпочтения. А утверждение «Набор А является более предпочтительным, чем набор B» является эквивалентным утверждению «Набор А имеет большую для указанного потребителя степень полезности, чем набор В».
Вопрос по поводу того, на сколько каких-либо единиц полезности либо во сколько раз набор А является более предпочтительным (или имеет больший уровень полезности), чем набор В, не ставится. В связи с этим, задача максимизации полезности сведена к задаче выбора потребителем самого
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория: Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2014. – 573с.
2. Ильяшенко В.В. Микроэкономика: Учебник. – М.: КноРус, 2016. – 288с.
3. Никулина Е.В. Микроэкономика (продвинутый уровень): Курс лек-ций. – Белгород: БУКЭиП, 2017. – 89с.
4. Симкина Л.Г. Микроэкономика: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2017. – 360с.
5. Скворцова В.А., Медушевская И.Е., Скворцов А.О. Микроэкономика: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2017. – 470с.