Фрагмент для ознакомления
2
1. Полномочия Президента РФ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с порядком, установленным Конституцией Российской Федерации, он принимает меры по защите суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Как глава государства, Президент Российской Федерации представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации:
назначает, с согласия Государственной Думы, председателя правительства;
имеет право председательствовать на заседаниях правительства;
принимает решение об отставке правительства РФ;
вносит в Государственную Думу кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка;
по представлению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности заместителей председателя правительства и федеральных министров;
вносит в Совет Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора Российской Федерации, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других органов;
формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
утверждает военную доктрину Российской Федерации;
формирует администрацию Президента Российской Федерации;
назначает и освобождает от должности Полномочных представителей Президента Российской Федерации;
назначает и освобождает от должности Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации;
назначает и освобождает от должности, после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания, дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Также, Президент Российской Федерации: назначает выборы в Государственную Думу в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации; назначает референдум в порядке, установленном Федеральным конституционным законом; направляет законопроекты в Государственную Думу; подписывает и издает федеральные законы; ежегодно обращается к Федеральному Собранию с заявлениями о ситуации в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства .
Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае невозможности прийти к согласованному решению он может передать вопрос о разрешении спора в соответствующий суд.
Президент имеет право приостановить действия органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих действий Конституции и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент Российской Федерации: руководит внешней политикой России; ведет переговоры и подписывает международные договоры; подписывает ратификационные грамоты; принимает рекомендации и заявления об отзыве от аккредитованных при России дипломатических представителей.
Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации.
В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент вводит чрезвычайное положение на территории РФ или в отдельных ее районах с немедленным уведомлением Совета Федерации и Государственной Думы.
Президент Российской Федерации при наличии обстоятельств и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом, вводит чрезвычайное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее населенных пунктах с немедленным уведомлением Совета Федерации и Государственной Думы.
Президент Российской Федерации: решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; Присуждает государственные награды Российской Федерации, присваивает почетные звания, высшие воинские и специальные звания высшего уровня; осуществляет помилование.
Президент издает указы и распоряжения .
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
2. Федеральное собрание Российской Федерации
Статья 94 Конституции Российской Федерации содержит определение (дефиниция) Федерального Собрания, которое характеризует сущность, правовую природу и функции этого органа. Традиция конституционных определений органов власти восходит к советским конституциям, где определения несли значительную идеологическую нагрузку. В зарубежных странах с развитой демократией такие определения обычно отсутствуют.
Из определения Федерального Собрания как парламента Российской Федерации следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного представителя интересов и воли многонационального народа России, который, согласно части 1 статьи 3 Конституции РФ, является носителем суверенитета и единственным источником власть в Российской Федерации. В системе разделения властей на федеральном уровне парламент в России, как и в других государствах, представляет законодательную ветвь власти. Однако его функции не ограничиваются законодательной деятельностью, но также охватывают высшее распоряжение и контроль Казначейства над исполнительной властью посредством форм и методов, определенных Конституцией РФ и соответствующими федеральными законами.
В частности, в одном из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации в мотивировочной части указано, что парламентский контроль за исполнением федерального бюджета является неотъемлемой конституционной формой осуществления Федеральным Собранием государственной власти, одним из необходимых его полномочий как представительного и законодательного органа Российской Федерации и существенным элементом системы сдержек и противовесов в демократическом государстве, основанном на принципах господства права и разделения властей .
Контрольная функция российского парламента получила существенное развитие в Законе Российской Федерации о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы по отношению к правительству Российской Федерации» . Палаты Федерального собрания также наделены полномочиями по формированию определенных государственных органов и назначению определенных должностных лиц.
Характеристика Федерального Собрания как представительного органа подразумевает, что в правовых отношениях, прежде всего во властных, оно представляет народ Российской Федерации, являясь его законным представителем в силу Конституции РФ. В принципе, это означает, что Федеральное собрание является выборным органом. Однако из этого не следует, что члены Федерального собрания, по крайней мере, в полном составе, должны избираться большинством населения. Это желательно, но на практике далеко не всегда возможно. В значительной степени это зависит от избирательной системы, от порядка формирования Федерального Собрания, который установлен федеральными законами. Это также зависит от активности избирателей, в первую очередь от их участия в голосовании на выборах. Если парламент избран в соответствии с Конституцией РФ и изданными на ее основе законами, он является легитимным независимо от того, какой процент от общего числа избирателей поддержал кандидатов, избранных в его состав.
Конституция РФ также определяет Федеральное собрание как законодательный орган. Это означает, что Федеральное собрание
Фрагмент для ознакомления
3
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс».
2) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // СПС «Консультант Плюс».
3) Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СПС «Консультант Плюс».
4) Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
5) Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 9-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В. Жмаковского» // СПС «Консультант Плюс».
6) Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
7) Абашина, А. А. Законодательная инициатива как стадия законотворческого процесса // Молодой ученый. – 2020. – № 45 (335). – С. 36-38.
8) Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие : в 2 томах. Том 2 / С. А. Авакьян. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. — 936 с.
9) Арзамасов, Ю. Г. Нормография: теория и технология нормотворчества : учебник для вузов / Ю. Г. Арзамасов [и др.] ; под редакцией Ю. Г. Арзамасова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 542 с.
10) Казанцев, С. Я., Уголовное право : учебник / С. Я. Казанцев, П. Н. Мазуренко. — Москва : Юстиция, 2024. — 349 с.
11) Нарутто, С. В., Конституционное право России. : учебник / С. В. Нарутто, С. Г. Павликов. — Москва : Юстиция, 2023. — 499 с.
12) Панков, В. А. Стадии законодательного процесса и их содержание в современной России // Скиф. – 2020. – №12 (52). – С. 296-301.
13) Рыбаков, О. Ю. Теория государства и права . : учебник / О. Ю. Ры-баков, В. Н. Бабенко, С. А. Батова [и др.] ; под ред. О. Ю. Рыбакова. — Москва : Юстиция, 2022. — 471 с.
14) Трусов, Н. А., Конституционное право России : учебник / Н. А. Трусов, А. С. Миловидова. — Москва : КноРус, 2023. — 389 с.
15) Чернявский, А. Г., Конституционное право : учебник / А. Г. Чернявский. — Москва : КноРус, 2024. — 642 с.