Фрагмент для ознакомления
2
1 Педагогические идеи И.Ф. Гербарта, Ф.А. Дистервега: общее и различное
Ведущая функция истории педагогики и образования состоит в последовательной тезаврации феноменов педагогической мысли, знаниевых форм, социального и культурного опыта.
Также историко-педагогическое знание способствует формированию системных знаний об истоках современного педагогического процесса. Конструируется обобщенное представление о всемирном историко-педагогическом процессе с учетом последних достижений наук об образовании. В настоящее время актуальным становится: выяснение динамики доминирующих образов, идей и понятий, выявление сквозных понятий, периодически возникающих в истории педагогики .
Реконструкция гуманистами Ренессансной поры античных знаний о природе, философии, поэтике, риторике, поэзии, их «подражания» древним и «соревнования» с ними привели к созданию новой культурной антропологии, в центре которой оказывается учение о сущности и внутренней природе человека. Препарирование» предшествующего историко-культурного опыта человечества как возможность видеть познаваемый объект сквозь призму изучаемой эпохи раскрывают перед исследователем перспективы приближения к некой объективности самого процесса исследования. Так, следуя антропоцентризму философов, мыслителей и ученых позднего Возрождения на первое место выходит тематический блок человековедческих дисциплин, в том числе и педагогика, которая получает ранговый статус в научно-гуманитарном знании благодаря теоретическому поиску и практической деятельности великого славянского философа и богослова Яна Амоса Коменского (1592-1670). Мировоззрение просветителя складывалось под влиянием идейных потоков различных эпох – Античности, Реформации, Возрождения.
В XVII столетии доминирующей становится идея высшей разумности Божественного творения, происходит процесс перехода от спекулятивных схоластических приемов разыскания к научному методу, возникает проблема теоретических и идейных оснований научного знания.
В данный период идет выработка теоретического аппарата аналитической методологии, распространяются идеи механицизма и дедуктивный подход. Особенности философии рационализма: исключительно высокая оценка дедукции как метода развертывания системы знаний из несомненных и очевидных оснований; «универсальная математика» как идеал и образец всякой науки; отождествление логических и причинно-следственных отношений, что означало для рационализма тождество структур бытия и мышления (ordo et connectio idearum est ас ordo et connectio rerum – порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей); уверенность в том, что человек силой своего разума способен вывести умопостигаемую первопричину и источник бытия; гносеологический оптимизм – вера в то, что Разуму нигде не положены пределы и его развитие в принципе бесконечно; высокая оценка науки, ее роли в жизни людей и в общей структуре культурной деятельности. Влияние барокко раскрывается через синтез рационализма и холизма, при нарастающей оппозиции механицизму и редукционизму в философии и науке, активно распространяется доктрина витализма.
В мировой педагогической науке почетное место занимает творческое наследие немецкого педагога-классика Иоганна Фридриха Гербарта, который раскрыл новые проблемы и вопросы, предложил методы их решения, понятия и идеи, перевел педагогическое мышление на совершенно новый уровень развития. На протяжении всей жизни он непосредственно занимался педагогической деятельностью, что обогащало опыт и способствовало развитию его педагогической системы. Именно дидактический аспект гербартовской педагогической системы является сегодня предметом исследования ученых. И. Ф. Гербарт, предложил целостную педагогическую систему, которая состоит из взаимосвязанных частей, в которых теория воспитания комбинируется с теорией обучения.
Педагогическое наследие И. Ф. Гербарта является первой серьезной попыткой научного обоснования педагогической теории. Наиболее изученным элементом педагогической системы И. Ф. Гербарта является идея «воспитывающего обучения». Разрабатывая собственную систему философии и педагогики, И. Ф. Гербарт опирался на труды древних философов, близких ему по духу, а именно на греческую философскую школу Парменида, который создал, первую метафизическую систему и впервые затронул вопрос о природе бытия.
Педагогические взгляды и идея «воспитывающего обучения» И. Ф. Гербарта, осуществили настоящую «революцию» в педагогическом мышлении и формировались на основании его философского мировоззрения. И. Ф. Гербарт был убежден в том, что принципы практической философии определены и служат началом нравственного понимания ученика. Он считал, что настоящая метафизика и психология объясняют педагогические причинные отношения, поэтому использовал метафизику как основу своей дидактики.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Милованов К. Ю., Никитина Е. Е. Феномены науки образования в цивилизационной традиции западного типа: историко-культурологический подход//ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО. 2021. С. 152-160
2) Скрябина Т. О. Педагогические идеи И. Ф. Гербарта// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. Труды VI Международной научно-практической конференции. Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. 2020. С. 425-430
3) Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. [2-е изд.]. М. 1981. 528 с.