Фрагмент для ознакомления
2
Одной из актуальных проблем в современном начальном образовании уже на протяжении многих лет остается здоровье младших школьников. Так, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», основным требованием к организации образовательного процесса определило сохранение и укрепление здоровья школьников, в то же время и представители профильных органов государственной власти акцентируют на этой проблеме свое внимание.
Обучающиеся представляют собой отдельную социальную группу, представители которой схожи по возрастным, поведенческим, культурным признакам. На формирование ценностных ориентиров подрастающего поколения оказывает влияние огромное количество потенциально опасных факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья детей. Крепкое физическое и моральное здоровье является основополагающим условием для успешной образовательной деятельности и самореализации
Целью доклада является изучение состояния здоровья школьников на современном этапе, а также способов его сохранения и укрепления.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи: дать определение понятию «здоровья» и его основным структурным элементам, проанализировать основные факторы риска для здоровья школьников, рассмотреть способы укрепления и сохранения здоровья младших школьников путем применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Глава 1. Анализ состояния здоровья современных школьников
1.1. Понятие «здоровье» и его основные элементы
Как мы понимаем слово «здоровье» и из каких элементов оно состоит? В уставных документах ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) этот термин определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия», не смотря на то, что в повседневной жизни мы привыкли понимать слово здоровье как отсутствие болезней и физических недостатков. Исходя из этого можно сделать вывод, понятие «здоровье» состоит из следующих компонентов: эмоциональное самочувствие, питание, окружающая среда, интеллектуальное самочувствие, духовное самочувствие, физически активная жизнь, гигиена организма, закаливание, отказ от вредных привычек.
Непосредственно о вопросе здоровья младших школьников заставляют нас задуматься современные реалии: ухудшение здоровья школьников становится национальной проблемой. Это могут подтвердить официальные статистические данные
По данным Министерства здравоохранения России, в последние десятилетия заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась в 1,4 раза. Одними из самых распространенных болезней стали болезни костно-мышечной системы, эндокринной и мочеполовой систем, системы кровообращения.
Так, хронические заболевания сердечно - сосудистой системы среди обучающихся увеличилась с 10,3% до 17,8%, пищеварительной системы - с 6,6% до 12,5%, позвоночника - с 4,3% до 15,7%, верхних дыхательных путей - с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменных нарушений - с 2,4% до 7,3%. Особо отмечается данная закономерность среди обучающихся общеобразовательных организаций нового типа (колледжи, гимназии, лицеи).
Таким образом, исходя из официальных материалов, полученных профильными специалистами в последние десятилетия, полностью здоровыми можно считать не более 10% обучающихся нашей страны. Тогда как оставшиеся 90 % школьников имеют проблемы и дефекты в физическом, психологическом, нервном развитии, что непосредственным образом сказывается на эффективности образовательного процесса и уровне обучаемости.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айдаркин, Е. К., Иваницкая, Л. Н. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии. [Текст] / Е. К. Ацдаркин. Учебное пособие. – Ростов н/Д: ЮФУ, 2018. – 176 с.
2. Алямовская, В. Г. Оздоровительные технологии в образовательном учреждении: инновационный аспект. Лекции 1-4 [Текст] / В. Г. Алямовская. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2020. – 92 c.
3. Вайнер, Э. И. Как сохранить здоровье учеников. Методические разработки для учителя. [Текст] / Э. И. Вайнер. Москва: Чистые пруды, 2018. – 30 с.
4. Горащук, В. П. Формирование культуры здоровья школьников (теория и практика) [Текст] / В. П. Горашук. Луганск: Альма-матер, 2018. –388 с.
5. Дыхан, Л. Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. [Текст] / Л. Б. Дыхан. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 412 с.
6. Золотых, И. В., Золотых, Н. А. Здоровье школьника – один из факторов эффективности обучения [Текст] / И. В. Золотых. Журнал «Начальная школа» №8/2017. С. 90–97.
7. Кирпичев, В. И. Физиология и гигиена младших школьников. [Текст] / В. И. Кирпичев. Пособие для учителя. М. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с. 29.
8. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4 классы. [Текст] / В. И, Ковалько. М.: «ВАКО», 2020г., 296с.
9. Макарова, Л. П., Соловьёв, А. В., Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л. П. Макарова // Молодой ученый. –2019. – №12. – С. 494-496.
10. Менчинская, Е. А. Педагогика. Психология. Управление. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. [Текст] / Е. А. Менчинская. М.: Вента Граф, 2018 г. -112 с.