Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. Основные понятия теории педагогических и психологических измерений………………………………………………………………………
4
2. Компоненты процесса педагогических и психологических измерений... 7
3. Объективность педагогических измерений………………………………. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...... 13
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………… 15
ПРИЛОЖЕНИЯ
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Теория педагогических измерений – это прикладная научная теория, сформировавшаяся на стыке психолого-педагогической науки, теории систем, теории измерений (теории шкалирования), общей статистики, математики (теории вероятностей, регрессионнно-корреляционного и факторного анализа), общей логики, социологии, лингвистики, философии.
По сути, педагогическое измерение - это процесс оценки уровня академической успеваемости в ходе текущей учебно – воспитательной работы, промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации. Однако, теория педагогических измерений также может рассматриваться и как теоретическое направление педагогической науки, так как имеет свои критерии, принципы и процессуальную модель.
Педагогические и психологические измерения играют большую роль в современной системе образования разных уровней. В ходе изложения исследовательского материала данной работы, факт важности темы исследования будет доказан.
Объектом исследования являются педагогические и психологические изменения, предметом исследования место педагогических и психологических исследований в системе современного образования.
Целью исследования: изучение особенностей педагогических и психологических измерений и их роль в современном образовании.
Задачи исследования:
1) рассмотреть основные понятия теории педагогических и психологических измерений
2) проанализировать компоненты процесса педагогических и психологических измерений;
3) изучить объективность педагогических измерений.
1. Основные понятия теории педагогических и психологических измерений
Педагогические измерения – это научная теория, сформировавшаяся на стыке педагогики, психологии, теории измерений, статистики, математики, логики и философии. Одновременно педагогические измерения можно рассматривать как процесс научно-практической образовательной деятельности, нацеленной на получение объективированных оценок уровня подготовленности (Ковалев, 2022).
Отличительной чертой педагогических измерений является то, что, в отличии от физических, они требует предварительной теоретизации, то есть подготовке теории для доказательства практики. Данная особенность заключается предварительном теоретико – методологическом обосновании педагогических измерений с последующим переходом к практике.
Рассмотрим основные понятия теории педагогических и психологических измерений.
Педагогическая задача — это субъективный способ отражения определённой педагогической ситуации в сознании педагогов и воспитанников. Задачи используются не только в точных науках. В гуманитарном направлении применяются кейсы и ролевые задачи, которые также требуют определённый объём гуманитарного знания для их решения.
Задание в тестовой форме — это варьирующаяся по элементам содержания и по трудности единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестным. Тестовые формы являются распространёнными во всех уровнях образования и играют роль диагностики – мониторинга объективного объёма знаний обучающихся.
Формы тестовых заданий представлены на рисунке 1:
Рисунок 1. Формы тестовых заданий
Тестовые задания открытого типа требуют либо дополнения, либо излагаются в свободной форме. Если выбран второй вариант, то свободное изложение может происходить в форме дискуссии.
Тестовые задания закрытого типа могут включать альтернативные ответы или множественный выбор. Также тестовые задания закрытого типа могут потребовать восстановить соответствие, последовательность или группировку (Магомедов, 2022).
Ведущими функциями педагогических измерений являются: квалиметрическая, мотивирующая, исследовательская, экспертная, контрольно-оценочная и диагностическая:
квалиметрическая – демонстрирует качество образования;
мотивирующая – способствует созданию благоприятных условий для обучения;
исследовательская – побуждает обучающихся в проектно – исследовательской деятельности;
экспертная – показывает истинную объективную картину относительно уровня знаний обучающихся;
контрольно – оценочная – позволяет проводить текущую, промежуточную и итоговую аттестацию;
диагностическая – служит мониторингом показателя качества образования.
Психолого-педагогические измерения могут носить как качественный, так и количественный характер. Качественное направлено на глубокое изучение проблемы, а количественное – на широкий охват исследуемых.
Понятия, используемые в педагогических и психологических измерениях крайне важны в развитии современного образования. Важно знать, что психолого-педагогические измерения сложны тем, что, в отличии от естественно – научных, они требуют предварительной теоретизации, подтверждения, а в последующем – опытно - экспериментального доказательства.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1) Аванесов, В. Проблема педагогических измерений качества образования / В. Аванесов // Педагогические измерения. – 2015. – № 3. – С. 3-14.
2) Борисенко, Ю. В. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие : [16+] / Ю. В. Борисенко, К. Н. Белогай, А. Е. Каргина ; Кемеровский государственный университет. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2020. – 76 с.
3) Дубцова, М. М. Современные средства педагогических измерений / М. М. Дубцова, Н. В. Потехина ; Забайкальский государственный университет. – Чита : Забайкальский государственный университет, 2018. – 207 с.
4) Завражин, С. А. Педагогическое измерение аналитической психологии / С. А. Завражин // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2018. – № 35(54). – С. 111-119.
5) Закиева, Р. Р. Педагогические измерения в профессиональном образовании / Р. Р. Закиева // Проблемы современного образования в техническом вузе : Материалы VIII международной научно-методической конференции, Гомель, 19–20 октября 2023 года. – Гомель: Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого, 2023. – С. 36-38.
6) Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учебное пособие : [16+] / сост. М. Р. Магомедалиева, Л. Ш. Гамидов ; Дагестанский государственный педагогический университет, Чеченский государственный университет. – Москва : Директ-Медиа, 2020. – 160 с.
7) Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании : учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. – 6-е изд., стер. – Москва : Дашков и К°, 2024. – 300 с.
8) Ковалев, А. И. Пролегомены к методам научных исследований : учебное пособие : [16+] / А. И. Ковалев. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : ФЛИНТА, 2022. – 291 с.
9) Крокер, Л. Введение в классическую и современную теорию тестов : учебник / Л. Крокер, Д. Алгина. – Москва : Логос, 2010. – 668 с.
10) Магомедов, А. Г. Применение тестирования как инструмента педагогических измерений: возможности и ограничения / А. Г. Магомедов // Современное педагогическое образование. – 2022. – № 9. – С. 62-67.
11) Математические методы в педагогических исследованиях : учебное пособие / С. И. Осипова, С. М. Бутакова, Т. Г. Дулинец, Т. Б. Шаипова. – Красноярск : Сибирский федеральный университет (СФУ), 2012. – 264 с.
12) Немов, Р. С. Общая психология : учебник для педагогических вузов : в 2 частях : [16+] / Р. С. Немов, Е. С. Романова. – Москва : Владос, 2021. – Часть 1. – 529 с.
13) Психолого-педагогическая диагностика, с практикумом : Учебно-методическое пособие / Рекомендовано к печати Учебно-методическим советом Педагогического института Иркутского государственного университета. – Иркутск : Аспринт, 2023. – 141 с.
14) Рахманова, Ю. В. Методы социологического исследования : учебное пособие : [16+] / Ю. В. Рахманова ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ), 2021. – 124 с.
15) Традиционные средства педагогических измерений результатов обучения в профессиональной школе / Е. Л. Ермолаева, Г. А. Грибина, Е. С. Илюшина [и др.] // Современные научные исследования и инновации. – 2019. – № 6(98). – С. 80- 95.
16) Чжоу, М. Связь между психологической диагностикой и педагогическим измерением: направления интеграции / М. Чжоу, А. К. Мынбаева // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика : Сборник научных статей по материалам XI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 29–30 июня 2021 года. – Йошкар-Ола: ООО ИПФ «СТРИНГ», 2021. – С. 319-323.