Фрагмент для ознакомления
2
Схема для анализа музыкальных композиций выглядит следующим образом:
композитор;
название (если есть);
год создания композиции;
музыкальная образность (лирическая, драматическая, эпическая, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.; о чем или о ком произведение);
характер, настроение (задумчивое, спокойное, созерцательное, тревожное и т. д.)
музыкальные жанры:
o вокальная музыка: песни, арии, романсы, элегии, баллады, серенады, баркаролы, вокализы, гимны, оды и т. д;
o инструментальная музыка: пьесы, этюды, прелюдии, мордансы, юморески, рондо, токкаты, сонаты, ноктюрны, сюиты;
o симфоническая музыка: увертюры, концерты, симфонические сюиты, симфонические поэмы;
o жанры музыки и театра: опера, балет, оперетта, мюзиклы.
средства музыкальной выразительности: гармония и тональность, мелодия, такт и ритм, темп, регистр, динамика, штрихи, тон, текстура;
тематическое развитие;
музыкальная форма
Разберем этапы музыкального анализа более подробно.
Сначала необходимо определить композитора, название произведения и год написания.
Далее следует прослушать произведение с нотами в руках. В идеале - сыграть его. Мелодия должна быть в основном узнаваема на слух. Цель этого этапа - определить музыкальный образ, характер, настроение и жанр произведения, а также уточнить границы формы (в общих чертах ознакомиться с основными темами, повторами и т. д.).
Следующим шагом указываются гамма и тональность произведения. Например, ре мажор. Само название тональности уже содержит определение гармонии. В большинстве классических музыкальных произведений есть лады. Гаммы могут быть мажорными, минорными или альтерированными (когда чередуются мажорные и минорные гармонии - часто в народной музыке). Обычно музыка, написанная в мажорной тональности, жизнерадостна, жизнеутверждающа или слегка медитативна, а музыка, написанная в минорной тональности, трагична, драматична, скорбна или меланхолична. Тон - это высота гармонии. Тон определяется ключевой подписью и интонацией в начале и конце произведения.
Далее необходимо перечислить различные типы развития мелодической линии и их выразительные функции. Мелодия - это одноголосная музыкальная идея и ее развитие.
Следующим шагом нужно проанализировать гармонию и объяснить, как она влияет на характер произведения. Гармония - это соединение звуков в согласные и последовательность этих согласных. Гармония - важнейшее средство выразительности, иногда более яркое, чем мелодия. Иногда она более яркая, чем мелодия. Часто яркие и необычные гармонии используются в кульминации для создания особого колорита. Например, в песне «A Man Plays the Harmonica» звуки гармоники неоднократно играют доминантово-септические аккорды.
Затем нужно обратить внимание на метр - наиболее характерный ритмический рисунок, помогающем создать образность. Метр и ритм взаимосвязаны. Например, для марша характерен объемный ритм, с полунотами, строгой четкостью и рельефным подчеркиванием каждой доли. Ритмические рисунки - пунктирные ритмы, триоли, «восьмые и две шестнадцатые ноты», имитирующие удары барабанов. Для вальса характерны триольные такты, бас в первом такте и аккомпанемент из двух аккордов во втором и третьем тактах.
На следующем этапе анализа описывается темп произведения и его влияние на образное содержание и характер произведения. Темп - это скорость, с которой исполняется произведение. Темп оказывает заметное влияние на характер песни. Темп можно разделить на медленный, средний и быстрый.
Далее описывается, в каком регистре исполняются мелодия и аккомпанемент и как это влияет на характер произведения. Регистр - это часть диапазона инструмента или голоса. Регистры включают нижний, средний и верхний регистры. К нижнему регистру относятся субконтроктава, контр-октава и большая октава. Средний регистр включает минорную, первую и вторую октавы. К верхним регистрам относятся третья, четвертая и пятая октавы. Чем ниже регистр ноты, тем темнее и мрачнее ее оттенок. Верно и обратное: чем выше тональность, тем ярче ее звучание. Таким образом, восходящее движение мелодии обычно связано с осветлением ее тональной окраски, а нисходящее - с ее затемнением.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алпатова, А. С. История музыки. Архаика в мировой музыкальной культуре : учебник для вузов / А. С. Алпатова ; отв. ред. В. Н. Юнусова. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2019. — 247 с.
2. Бодина, Е. А. История музыкальной педагогики. От платона до кабалевского : учебник и практикум для вузов / Е. А. Бодина. — М. : Юрайт, 2018.
3. Бодина, Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века : учебник для вузов / Е. А. Бодина. — М. : Юрайт, 2018. — 333 с.
4. Браудо, Е. М. История музыки : учебник / Е. М. Браудо. — М. : Юрайт, 2018. — 444 с.
5. Демченко, А. И. Анализ музыкальных произведений. Концепционный метод : учебник для СПО / А. И. Демченко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 144 с.
6. Каган, М. С. Музыка в мире искусств : учеб. пособие для вузов / М. С. Каган. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 230 с.
7. Лисовой, В. И. История музыки и современная музыкальная культура. Мексика и центральная америка : учеб. пособие для вузов / В. И. Лисовой ; под науч. ред. А. С. Алпатовой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 200 с.
8. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учебник и практикум для СПО / В. И. Петрушин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 380 с.
9. Серов, А. Н. Статьи о русской музыке / А. Н. Серов. — М. : Юрайт, 2018. — 369 с
10. Скребков, С. С. Анализ музыкальных произведений : учебник для СПО / С. С. Скребков. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 302 с.