Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Законодательство субъектов Российской Федерации о выборах – важная составная часть российского избирательного законодательства. Субъекты Российской Федерации в пределах, предоставленных им Консти-туцией РФ и федеральными законами полномочий принимают и разраба-тывают собственные региональные избирательные законы, регламентиру-ющие порядок выборов депутатов законодательных (представительных) органов власти, а также органов местного самоуправления. Отдельные во-просы муниципальных выборов регулируются Уставами муниципальных образований. Следует иметь в виду, что при принятии законов о выборах региональные законодатели руководствуются соответствующими нормами федерального законодательства, устанавливающего как основные гаран-тии избирательных прав граждан, так и единые общие стандарты, обеспе-чивающие необходимую степень единообразия правового регулирования выборов на всей территории Российской Федерации.
Состав избирательного законодательства субъектов Российской Фе-дерации довольно разнообразен. В большинстве субъектов РФ имеются отдельные законы о выборах депутатов законодательного (представитель-ного) органа государственной власти. Регулирование выборов глав (адми-нистраций) муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляется единым (общим) либо соответственно отдельными законами. Имеются также законы о референ-думах. В последнее время в некоторых субъектах Федерации активно ве-дется кодификация законодательства о выборах и референдумах. Уже бо-лее чем в двадцати субъектах Российской Федерации имеются избиратель-ные кодексы.
Поэтому рассматриваемая тема является актуальной.
Целью данной работы является изучение особенностей избиратель-ного законодательства субъектов РФ.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть специфику избирательного законодательства субъек-тов РФ;
проанализировать особенности избирательного законодательства в «сложносоставном» субъекте РФ.
Объектом исследования является избирательное законодательство. Предметом исследования – особенности его реализации в субъектах РФ.
К основным методам исследования, использованным в работе, мож-но отнести метод сбора данных и обобщения материалов, аналитический метод.
1 Особенности избирательного законодательства в «сложносостав-ном» субъекте РФ
За более чем два десятилетия исследователями был многократно поднят вопрос о роли, месте, способе формирования и функционирования принципа федерализма в нашем государстве. Ученые занимали и занимают по сей день зачастую даже диаметрально противоположные позиции по вопросу формы государственного устройства в России.
Этимология термина «федерализм» через французский язык приво-дит нас к термину «Foederatus», который переводится как «связан догово-ром» и происходит от слов «foedus» - договор и «fidere» - доверять. Впер-вые он встречается в английских документах XVII века и имеет смысл со-глашению между Богом и первыми американскими переселенцами. На протяжении около ста лет он трансформировался и стал употребляться в значении «союз».
Однако В.Е. Чиркин считает, что под «федерализмом» понимается процесс, динамика, теоретикометодологические принципы создания феде-рации, под «федерацией» – тип реальной государственной организации.
Это приводит к мысли о разграничении данных понятий. Престон Кинг описывал отношения между федерализмом и федерацией следующим образом: «хотя федерализм и может существовать без федерации, но не-возможно существование федерации без федерализма».
Несмотря на достаточно разнообразные трактовки федерализма и федерации, ученые и исследователи исходят из вполне конкретного поло-жения о том, что федерация есть союз политических сообществ, что соот-ветствует этимологии термина.
Российская Федерация, согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, является демократическим федеративным правовым государством с республикан-ской формой правления.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции РФ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2016 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. 17 июня. N 24. Ст. 2253.
3. Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 приложения к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 45. 9 нояб. Ст. 5268.
4. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017).
5. Бутова Т.В., Дунаева А.И., Удачин Н.О. Проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне // Науковедение: интернет-журнал. 2014. Вып. 3 (май - июнь). С. 1 - 9.
6. Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 287.
7. Кузнецова Е.С. Регистрация кандидатов на муниципальных выборах: вопросы компетенции избирательных комиссий // Современное право. 2015. N 8. С. 161 - 164.
8. Чиркин В.Е. Некоторые теоретические основы организации местного самоуправления: российский и зарубежный опыт // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 12. С. 23 - 27.
9. Шевердяев С.Н. Допустимые отступления от принципа равенства пассивного избирательного права // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 8. С. 20 - 28.