Фрагмент для ознакомления
2
Рефлексивный конспект
по главе 5 монографии В. Н. Волкова
«Инновационные подходы к управлению образовательной организацией в условиях концептуальных изменений в российском образовании»
Для рефлексивного отчёта предоставлена Глава 5 «Управление развитием инновационных образовательных практик» В.Н. Волкова монографии «Инновационные подходы к управлению образовательной организацией в условиях концептуальных изменений в российском образовании». Глава 5 состоит из двух концептуальных параграфов:
1) «Инновационная образовательная практика как феномен»;
2) «Управление развитием информационных образовательных практик».
В ходе изучения главы, для проведения рефлексивного отчёта, нами выделены основные идеи автора, к которым сложилась собственная авторская позиция.
В пределах изложения главы автор обращается к эффективным региональным практикам, в которых отображена организация инновационной деятельности, а также используемые механизмы и методы. В качестве положительного опыта автор приводит такие результативные практики как:
конкурс образовательных учреждений, которые реализуют субсидии в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
работа инновационных площадок регионального уровня;
работа межрегиональных ассоциаций образовательных организаций;
использование неограниченных возможностей информационно-коммуникационной сети Интернет (информационные образовательные ресурсы, цифровые инструменты и сервисы);
внедрение в деятельность образовательных организаций работы научно – методических кластеров.
Мы согласны с автором относительно распределения работы механизма управления развитием образовательных практик, так как все перечисленные направления входят в перечень стратегических целей образовательной системы Российской Федерации. Внедрение нового теоретико – методологического аппарата, которое выражается в поиске наименований направлений управления, также является одним из направлений деятельности инновационной образовательной практики. На наш взгляд, подобные направления деятельности являются, действительно, рабочими инновационными образовательными технологиями, так как в регионах существует масса соответствующих примеров.
В данном ключе, автор монографии делает акцент на том, что принципы, на которые опирается управление развитием образовательной практикой, являются следующими: опора на сетевое проектирование, распределение и концентрацию, координацию, научно-методическое сопровождение, экспертизу, обобщение и распространение опыта, партнёрство с государством. Однако, на наш взгляд, это неполный перечень принципов. Мы считаем, что в данный перечень необходимо включить традиции и инновации педагогики (как преемственность и фундамент нового научного знания), функционирование рабочей модели непрерывного образования (образовательная преемственность), а также принцип системности педагогических подходов. Таким образом, система принципов, действительно, будет являться полной.
В ходе проведённого эмпирического исследования (опроса директоров образовательных учреждений), автор выяснил, что для качественного развития инновационной деятельности образовательных учреждений необходимо наличие следующих условий: создание ресурсных условий различного уровня (материально-технические, экономические, организационные и т.д.); положительная экспертная оценка и презентация