Фрагмент для ознакомления
2
Жизнь В.Н. Лосского пришлась на первую половину 20 столетия. Время достаточно тяжелое для России. Эпоха великих потрясений, революций, смены власти. В 1917 году вследствие Октябрьской революции рушится Российская империя, начинается процесс построения нового – уже Советского государства.
В контексте развития русской религиозной философии это время было сложным, так как приход большевиков к власти означал установление культа атеизма в новом государстве. Соответственно, началась борьба с православием, с религиозными организациями, верующие становились объектом репрессий.
Также нельзя не отметить, что многие представители интеллигенции не приняли новую власть, что стало причиной массовой эмиграции, рождается новый феномен – культура русского зарубежья.
Многие представители интеллигенции вынужденно покидали Россию, в частности, это коснулось и семьи В.Н. Лосского, к жизнеописанию которого мы и перейдем.
2.Краткое жизнеописание мыслителя, основные труды и идеи
Владимир Николаевич Лосский (26 мая (8 июня) 1903 — 7 февраля 1958) — православный богослов и историк церкви, видный деятель русского зарубежья. Он считается основателем «неопатристического» синтеза в православном богословии и принадлежит к Парижской школе богословия.
Сын русского философа-интуитивиста Н. О. Лосского и внук педагога и публициста В. Я. Стоюнина, Владимир Лосский родился в немецком городе Гёттинген.
В 1920–1922 годах учился в Петрограде, затем семья была выслана из России. В 1922–1924 годах жил в Праге, а с 1924 года — в Париже.
Далее обучался в Сорбонне (1924–1927). В 1925–1926 годах вступил в Свято-Фотиевское братство. В 1940–1944 годах участвовал во французском движении Сопротивления.
В.Н. Лосский на протяжении всей жизни активно занимался научно-исследовательской работой и преподавал догматическое богословие и историю Церкви в Институте святого Дионисия в Париже. С 1945 по 1953 год был деканом института.
Благодаря усилиям Владимира Лосского был открыт первый франкоязычный православный приход на улице Сент-Женевьев в Париже. Необходимо также отметить, что В. Лосский - один из руководителей Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Его труды послужили началу «освобождения из пленения» схоластической программы латинской теологии, усвоенной академическим богословием Русской Православной Церкви в XVIII–XIX веках. Впоследствии на основе освобождённых от пленения православной христологии и антропологии протоиереем Николаем Афанасьевым была разработана современная православная экклезиология .
Владимир Лосский жил в кризисную и драматичную эпоху – родившись накануне революционных событий в России, а впоследствии став иммигрантом, он оказался выдворенным из своего отечества, где разворачивались гонения на Церковь; неисповедимыми путями Провидения оказавшись на Западе, он стал «богословом эпохи кризиса», осознав, что кризис – это не только время испытаний и суда над самими собой, всем ходом жизни и над исторической эпохой, но вместе с тем, это – время творческих порывов и свершений, переоценки ценностей и душеспасительного покаяния
В.Н. Лосскому принадлежат следующие главные труды, которые оказали огромное влияние на развитие православной христианской философии в 20 столетии:
«Очерк мистического богословия Восточной Церкви»;
«Спор о Софии»;
«Боговидение»;
«Догматическое богословие»;
«Смысл икон»;
сборник статей «По образу и подобию».
В этих работах изложена православная философия истины, опирающаяся на Священное Писание и Священное Предание.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лосский В.Н. Спор о Софии : Статьи разных лет. — М. : Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996. — 194 с.
2. Медведев Н. Бог и человек по богословию В. Н. Лосского. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/bog-i-chelovek-po-bogosloviyu-v-n-losskogo/
3. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / [пер. с фр. В. А. Рещиковой]. — Москва : Академический проект : Парадигма, 2015. — 543 с.
4. Профессор В.Н. Лосский. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/