Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретический блок
1.1. Понятие формы социально-культурной деятельности. Особенность методических подходов к конструированию форм СКД
Попытки исследовать формы социально-культурной деятельности были предприняты разными авторами. Анализ публикаций свидетельствует о том, что понятие «форма» в социально-культурной деятельности трактуется авторами неоднозначно.
Так, например, в научной литературе рассматриваются такие формы как [3]:
1) выражение содержания кулътурно-досуговой деятельности;
2) структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.);
3) способ организации культурно-досуговой деятельности.
Также отмечается, что «под формами-программами культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания».
Вместе с тем, форма клубной работы определяется также как «способ организации педагогического процесса в клубе» [4].
В самом широком виде досутовую программу или форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное, законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее.
Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой, индивидуальной).
Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.
Таким образом, форма социально-культурной деятельности – это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель – донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.
Сегодня в организации досуга населения наблюдаются сложные и противоречивые явления. С одной стороны, посетители часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают учреждения сферы культуры и досуга [2].
С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление населения и особенно молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени.
Существует два методических подхода к конструированию формам.
Первый состоит в том, что конструирование идет от формы, выбирается известный вид (конкурс, путешествие, экспедиция) и наполняется содержанием, способами организации деятельности, последовательностью действий согласно методическому рисунку.
Методический рисунок формы проступает в их видовом названии (Конкурс, турнир, ярмарка, фестиваль и т.д.) Формы воспитательной работы как бы моделируют отдельные факты и события жизни в игровом варианте.
Второй подход позволяет пойти от конкретной содержательной идеи и соответственно ей приобрести определенную форму.
Рассматривая форму как совокупность приемов и средств, следует ответить на вопрос, без каких приемов и средств организовать данную форму невозможно.
Формы являются организационным элементом технологического процесса СКД. Формы социально-культурной деятельности различаются по времени подготовки, по способу организации, по характеру включений в деятельность, по целевой направленности, позиции участников, воспитательным возможностям.
Конструктивные элементы формы определяют методику организации и проведения (конкурсы, акции, посиделки, фестивали, коллективные творческие дела и т. д.).
Планирование и организация СКД должна представлять собой процесс, протекающий следующим образом: цель определяет задачи, которые в свою очередь определяют выбор материала.
На основе этого происходит отбор наиболее соответствующих задачам и направленности материала форм. Далее составляется сценарий мероприятия, проводится необходимая организационная работа [5].
В итоге, исполнительское решение определенной формы или ее разновидности выносится на аудиторию, анализ проведения формы, постановка новой цели и т.д.
1.2. Структура технологического алгоритма разработки формы социально-культурной деятельности
Как целостная система технология СКД имеет соответствующую структуру, элементы которой функционируют согласно общему ее назначению, подчиняясь при этом определенным принципам и объективным закономерностям развития.
Отсюда структура технологического процесса в учреждениях СКД выглядит следующим образом: социальный заказ; цель; содержание; форма; методы; средства достижения цели; субъективно-объективные, объективно-субъективные отношения; материально-техническое и кадровое обеспечение; корректировка цели; конечный результат (программа), анализ.
Основные компоненты технологического процесса следует определить по двум слагаемым [1]:
– организаторская деятельность;
– методическая деятельность.
I этап: подготовительный. Его цель: привлечение к участию в событии как можно больше участников. Задачи: выявление инициативных участников, их досуговые интересы.
1. Дать объявление.
2. Поиск гарантированных участников.
3. Разработка плана событий, сценария.
4. Разработка финансово-экономической основы.
5. Информационно – рекламное обеспечение. Рекламные компании.
6. Создание микрособытийных ситуаций: предварительная беседа; создание рекламной продукции; договоренность лидеров; ознакомление с предполагаемой программы.
7. Коррекция первичного плана, создание нового.
II этап: событийный.
Цель: Создание условий самореализации всех участников событий.
1. Теоретическая стадия: самоопределение личности (личное участие, разовое участие); направление на реализацию деятельности.
2. Управление развитием активности: определить место включения посетителя; акцентировать внимание на стартовом моменте; сообщить о стимуле за удачное действие; сориентировать посетителя (участника) на совместную деятельность.
3. Информационное обеспечение хода события.
4. Отслеживать траекторию движения посетителя (объявления по радио, расстановке указателей – табличек).
Также необходимо предусматривать: сценарное содержание; место расположения; время работы; корректировку ситуативную (об изменениях в программе); поиск новых инициативных людей (тактика общения) [3].
2. Практический блок
2.1. Анализ проблемной ситуации, требующей решения в условиях социально-культурной деятельности
Проблемная ситуация, которая рассматривается в данной работе, – это низкий уровень корпоративной культуры ООО «Ашан» на пр. Энгельса [6].
Характеристика корпоративной культуры ООО «Ашан» на пр. Энгельса может быть представлена в виде таблицы (Таблица 2.1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виконтова А.С., Хлебникова И.И. Теория и практика социально-культурной деятельности: история и современность. – Томск: Стереотип, 2018. – 390 с.
2. Колесниченко И.М., Шумская О.Г. Социально-культурные особенности развития современного общества // Материалы научно-практической конференции «Российская культура: история и современность». – Калининград: Балтийский федеральный институт им. И. Канта, 2017. – С. 54–66
3. Ломаченков И.Т., Храмова С.Л., Бутенко Г.В. Исторические аспекты формирования современной социально-культурной деятельности // Сборник статей Красноярского государственного университета. Вып. 3. Социология и культурология. – Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2018. – С. 42–50
4. Москвина Ю.В., Бобылева С.В., Малинина Н.С. Причины и последствия развития социально-культурной деятельности в современном российском обществе: исторические предпосылки и социально-культурные факторы // Вестник Тюменского государственного университета. – 2018. – № 6. – С. 23–38
5. Петухова С.М., Николаенкова И.В., Смаровоз Е.К. Сравнительная характеристика технологии разработки программ социально-культурных мероприятий // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: вчера и сегодня». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 111–127
6. AUCHAN. Сеть гипермаркетов. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://www.auchan.ru/ (Дата обращения: 04.10.2018)