Фрагмент для ознакомления
2
Вариант 6
Теоретическая часть
Государственное регулирование рынка. Фиксированные цены
Правительство может воздействовать на рыночное равновесие посредством введения налогов, дотаций, фиксированных цен. Требуется подробно рассмотреть воздействие на состояние рынка введения фиксированных цен – верхнего («потолка») предела цен и нижнего («пола») предела цен. Необходимо объяснить, почему данный способ является наименее пригодным по сравнению с акцизными налогами и дотациями. Ответ необходимо сопроводить графиками. В дополнение ответа можно уделить внимание раскрытию понятия «черный рынок».
Решение
Причины государственного регулирования цен:
1. Наличие асимметричной информации, т.е. такой информации, которая дает возможность одним участникам сделки злоупотреблять не информированностью других. Государство в этом случае должно проводить стандартизацию и сертификацию, контролировать рекламу и ограничивать конкуренцию устанавливая минимально возможную цену.
2. Наличие на рынке общественных благ (продавец не может решить кому он будет продавать товар, кому нет).
3. Наличие внешних эффектов (издержки перелива).
Внешние эффекты – это дополнительные издержки, либо выгоды третьих лиц, т.е. тех кто не является продавцом или покупателем, но положение которых зависит от факта заключения сделки (загрязнение окружающей среды).
4. Наличие монопольной власти.
Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
Основной задачей государственного регулирования цен (тарифов) является проведение политики, обеспечивающей сбалансированность интересов производителей, потребителей продукции (товаров, услуг) и государства с поступательным развитием экономики.
Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулировани¬ем цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.
Государственное регулирование цен в любой экономике поз¬воляет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены та¬ким образом, чтобы способствовать стабильному развитию эко¬номической системы. Оно дает возможность преодолеть недос¬татки, свойственные рыночной системе и связанные с социаль¬ным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образо¬вание, наука и культура, здравоохранение и др.).
Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого регулирования. К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэ¬кономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, раз-государствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регу¬лирование доходов населения и др.
Прямое регулирование цен осуществляется в основном тре¬мя способами: путем установления "ценового потолка" (макси¬мальных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "коридо¬ра цен".
Наибольшее распространение получила политика "це¬нового потолка", которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетике, нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, послевоенного периода), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные про¬дукты, медикаменты и т.п.). Выполняя важную роль, макси¬мальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике.
Они формируют так называемый рынок продавца, диктую¬щего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке (Q2 > Ql). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в усло¬виях равновесия (Ql < Q0). В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продук¬цию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что, в конечном счете, ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. Практика ис¬пользования политики "ценового потолка" в экономике респуб¬лики, кроме указанных последствий, порождала и такие явле¬ния, как очереди, черный рынок, коррупция на государствен¬ных предприятиях.
Рисунок 1 - Политика "ценового пола"
Политика "ценового пола" используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопу¬щения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке сельскохозяйственной продукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что в отличие от описанной выше ситуации формируется рынок покупателя.
На таком рынке образуются излишки продукции (Q2 > Q1)> которые государство вынуждено скупать и каким-то образом затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовы¬вать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в услови¬ях проведения политики "ценового пола" тоже оказывается ни¬же, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2).
Рисунок 2 - Политика "ценового коридора"
Политика "коридора цен" заключается в том, что устанав¬ливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены таким об¬разом одновременно ограничены максимальным и минималь¬ным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены.
Такая система регулирования цен используется, например, в странах Европейского Союза (ЕС) на сельскохозяйственную продукцию. При этом устранение диспропорций между спро¬сом и предложением достигается путем
Фрагмент для ознакомления
3
1 Макроэкономика. Теория. Практика. Безопасность [Электронный ресурс]: учебник / А. А. Анисимов, Н. В. Артемьев, О. Б. Тихонова; ред. Е. Н. Барикаев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013, 598 с.
2 Макроэкономика Н.С.Косов, Н.И.Саталкина, Ю.О.Терехова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 264 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-010315-0
3 Макроэкономика. Ивашковский С.Н.2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2012. — 472 с
4 Экономика. Под ред. Булатова А.С.3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2002. — 896 с.
5. https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/
6. https://gks.ru
7. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Омелёхина Н.В. Журнал российского права. 2017. № 7 (247). С. 81-93.
8. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА СУБЪЕКТА РФ Кашарский А. А. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 46. С. 247-250.
9. НОВШЕСТВА В ОЦЕНКЕ БЮДЖЕТНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ Паздникова Н.П. Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. 2016. Т. 1. С. 350-359.
10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Сугарова И. В. Экономика и предпринимательство. 2016. № 8 (73). С. 1046-1050.