Фрагмент для ознакомления
1
Задание 1. Выявить центральные линии психического развития, новообразования на каждом возрастном этапе, определить приоритетные задачи диагностики детей и подростков и заполнить таблицу.
Задание 2. Подобрать методики диагностики познавательных процессов и речи у детей и подростков и подготовить справку – паспорт по следующему алгоритму:
Задание 3. Подобрать методики диагностики компонентов готовности к обучению в школе и заполнить таблицу
Задание 4. Подобрать методики диагностики мотивационной сферы у детей дошкольного и школьного возраста и занести результаты поиска в следующую таблицу
Задание 5. Провести обследование группы испытуемых дошкольного возраста (минимум 3 человека) с целью выявления готовности к обучению в школе с помощью теста школьной зрелости А.Керна – Й. Йерасека. Интерпретировать полученные результаты, составить диагностическое заключение.
Задание 6. Провести обследование собственной личности с целью выявления факторов личности с помощью личностного опросника Кеттелла 16РF (16 факторный). Интерпретировать полученные результаты, составить диагностическое заключение
Задание 7. Провести обследование группы испытуемых младшего подросткового возраста (не менее 3 человек) с целью выявления компонентов школьной тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса. Интерпретировать полученные результаты, составить диагностическое заключение.
Задание 8. Провести обследование группы испытуемых младшего школьного возраста (не менее 3 человек) с целью выявления особенностей семейных отношений с помощью методики Рене Жиля. Интерпретировать полученные результаты, составить диагностическое заключение.
Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Выявить центральные линии психического развития, новообразования на каждом возрастном этапе, определить приоритетные задачи диагностики детей и подростков и заполнить таблицу.
Возрастной
период Границы Психологические новообразования Задачи диагностики Методика диагностики
Новорожденность 0–2 месяца Отделение сна от бодрствования, развитие органов чувств, зарождение комплекса оживления, первичная дифференциация отношения к окружающему миру. Выявить особенности ситуативно- личностного общения со взрослым Методика «Пассивный взрослый» (взрослый, стоя рядом и смотря на ребенка, не предпринимает никаких действий и ждет проявления инициативы от ребенка.
Младенчество 2 месяца –1 год Потребность в общении со взрослым, формирование базового доверия к людям, появление первых социальных эмоций, формирование активности, зачатков самосознания личности, мышления. Выявить уровень развития ситуативно-личностного общения и предметно-манипулятивной деятельности Методика «Чистое общение» (чередование периодов активного общения и пауз, отмечается выраженность компонентов комплекса оживления).
Ранний возраст 1 –3 года Осознание себя как отдельного субъекта окружающего мира, формирование первичной самооценки, овладение прямохождением, формирование предметного восприятия, воображения, речи, наглядной формы мышления. Выявить уровень развития ситуативно-делового общения, предметной деятельности, речевого развития. Методика «Незнакомый предмет» (положить незнакомую коробочку в прозрачной крышкой и незнакомым отпором).
Методика «Совместная игра со взрослым» (рассматривание различных предметов, просьба дать их поочередно, потом по две и т.д.)
Дошкольный возраст 3 –7 лет Возникает схематическая картина окружающего мира, развитие мотивационно-потребностной сферы, усвоение этических норм, формирование произвольности поведения, творческого воображения, новых функций речи. Определить особенности эмоционального развития ребенка, выявить уровень самосознания ребенка в окружающем мире, уровень речевого развития и имеющиеся речевые нарушения. Методика «Паровозик» С.В. Велиевой. Ребенку предлагается составить паровозик из 8 разноцветных вагончиков (количество баллов зависит от месторасположения вагончика определенного цвета).
Методика обследования словаря детей по Е.А. Стребелевой «Назови, что покажу». Ребенку предлагают сопоставить картинку с изображением предметов и картинки с изображением действий, и назвать их (книга – читать).
Школьный возраст 7–13 лет Осознанный и произвольный характер познавательных процессов, формирование рефлексии и внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения. Выявить уровень целеполагания, произвольности познавательных процессов (внимания, запоминания). Методика «Исправь ошибки». Ребенку предлагается подготовленный текст, где специально допущено 15-20 ошибок.
Методика «Определение произвольной памяти». Взрослый медленно четко читает слова (дом, молоко, ворона, солнце и т.д.), ребенок пытается запомнить и записать их.
Подростковый возраст 13–17 лет Формирование чувства зрелости, овладение нормами коллективной жизни, критическое отношение к окружающим. Становление самосознания, профессионального самоопределения, мировоззрения. Выявление особенностей психики, диагностики структуры психической деятельности с целью профориентации. Методика «Тест цветовых пятен» Роршеха по выявлению способности воображения.
Методика «Тест фрустрации С. Розенцвейга». Используется 24 рисунка с изображением фрустрационных лиц. Ребенку необходимо вписать в пустые квадраты первые пришедшие на ум ответы.
Методика «Опросник И.Г. Айзенка». Помогает определить тип личности в зависимости от выраженности двух факторов – экстраверсии и эмоциональной нестабильности.
Задание 2. Подобрать методики диагностики познавательных процессов и речи у детей и подростков и подготовить справку – паспорт по следующему алгоритму:
Название методики Информация об авторе методики Назначение методики Основные положения содержания методики Ход проведения методики
«Какие предметы спрятаны в рисунках» Советский российский психолог Роберт Семенович Немов Диагностика восприятия Диагностика детей дошкольного возраста.
Стимульный материал: 3 картинки с наложенными контурами предметов. Ребенку последовательно представляется три картинки, в которых спрятаны хорошо известные ему предметы.
Ребенок должен их всех назвать за 1 минуту.
«Эталоны» Советский и российский педагог и психолог Ольга Михайловна Дьяченко Диагностика восприятия Диагностика детей младшего школьного возраста.
Стимульный материал: тетрадь из 4 страниц с 16-ю картинками на каждой, фигурки-эталоны Ребенку дают тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых изображено 16 картинок.
Он должен рассмотреть внимательно каждый столбец и выбрать те картинки, которые наибольше подходят к заданному эталону.
«Узнавание фигур» Российский и советский психолог Федор Егорович Рыбаков Диагностика восприятия Диагностика детей подросткового возраста. Стимульный материал: 2 бланка с изображением фигур. Подростку дается бланк с изображением 9 фигур и 10 секунд на их запоминание. Затем дается бланк с большим изображением фигур, ребенок должен вычеркнуть те из них, которые запомнил из 1 бланка.
«Где чье место?» Советский и российский психолог Елена Евгеньевна Кравцова (при жизни была директором Института психологии им. Л.С. Выготского) Диагностика воображения Определение уровня воображения в строго заданной предметной ситуации.
Методика предназначена для младших школьников.
Стимульный материал: изображение домика с приусадебным участком и 9 фрагментов. Внимательно рассмотреть рисунок
вставить фрагменты в необычные места, объяснить почему они там оказались.
Чем неожиданнее места выбрал ребенок и смог подобрать логическое объяснение своему выбору (например, собака в пруду, потому что она там спряталась), тем выше оценивается уровень воображения.
«Чего не хватает?» Советский российский психолог Роберт Семенович Немов Диагностика воображения Методика предназначена для детей дошкольного возраста.
Стимульный материал: картинки с недостающими элементами Ребенку предлагается 7 картинок, на которых не хватает какой-либо значимой детали, или что-то нарисовано неправильно. Ребенок должен это найти и дорисовать, либо переделать.