Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной работе, связана с тем, что в современном мире массово-зрелищные мероприятия очень популярны, поскольку люди, уставшие от работы, зачастую хотят культурно, но активно отдохнуть, пообщаться с другими, найти себе новых друзей по интересам.
Одним из самых распространенных видов массово-зрелищных мероприятий выступают театрализованные конкурсы, которые предполагают некий интерактив, когда зритель может стать участником действия, показать свои таланты, интеллект, поработать в команде, выиграть приз.
Проблема заключается в том, что на современном этапе развития социально-культурной деятельности достаточно часто возникают ситуации, когда сценарии, которые пишутся для таких конкурсов, отличаются низким качеством и не могут привлечь целевую аудиторию.
Цель работы – проанализировать основные принципы сценарной работы по созданию массово-зрелищных театрализованных конкурсов.
Объект работы – создание массово-зрелищных театрализованных конкурсов.
Предмет работы – основные принципы сценарной работы по созданию массово-зрелищных театрализованных конкурсов.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие театрализованных конкурсов.
2. Охарактеризовать принципы разработки сценария массово-зрелищных мероприятий.
3. Проанализировать компоненты сценария театрализованного конкурса.
1. Понятие театрализованных конкурсов
Театрализованный конкурс – это сложное сочетание традиционных викторин, поп-представлений, спортивных, бытовых и художественных выступлений. С точки зрения контента, игровые конкурсы почти всегда сложны. Они требуют от участников эрудиции, художественных и исполнительских данных, физической ловкости, изобретательности, креативности и определенных литературных и творческих способностей.
В практике работы досуговых учреждений существует несколько видов театрализованных конкурсов [5].
Самыми простыми и популярными являются вечера веселых вопросов (типа «Что? Где? Когда?»). Фактически, они представляют собой всеобъемлющую и несколько театрализованную викторину. Все участники делятся на несколько конкурирующих групп по разным признакам. Обсуждение проводится всей командой, отвечает один участник.
Как правило, подобные театрализованные конкурсы являются тематическими. Содержание вопросов может охватывать любую сферу человеческой деятельности, а также более конкретные темы, например, поэзию, музыку и т.д. Часто эти мероприятия организованы как некий «экзамен, и в этом случае будущие участники заранее получают тематическую ориентацию.
Широко распространены смешанные конкурсы. Это серия актуальных вопросов и заданий. Заключительный этап такой конкурсной программы обычно состоит из двух турнирных раундов. В первом, когда все присутствующие участвуют в игре, проводится квалификационный конкурс. Победителем в этом раунде является тот, кто последним дает существенное разъяснение уже полученным ответам [9].
Во втором раунде, который строится по принципу развлекательного и игрового зрелища, определяемые победители борются за индивидуальный или командный приз. Обычно такие конкурсы построены с включением захватывающих развлечений и использованием различных атрибутов.
Одной из наиболее развитых форм театрализованных конкурсов являются конкурсы веселых и находчивых. В настоящее время КВН являются независимыми, оригинальными развлекательными и массово-зрелищными мероприятиями. Это синтез таких форм мероприятий как конкурс, викторина, поп-выступление, художественное и спортивное выступление. Значимость такого массово-зрелищного конкурса как КВН определяется следующими особенностями [2].
1. Содержание КВН более глубокое и универсальное по сравнению с другими игровыми соревнованиями. Характер предлагаемых вопросов и задач требует определенной эрудиции.
2. В любых играх и развлечениях нет такого пространства для расширенной импровизации, изобретательности, творчества – художественного, конструктивного, интеллектуального – как в клубе веселых и находчивых.
3. Участники КВН действуют не только как исполнители, но и в значительной степени как авторы поставленных игровых задач.
Команды, выступающие на подобных конкурсах, представляют собой нечто иное, чем условные группы, на которые средства массовой информации делят зрителей и участников в других клубных играх. Команды КВН всегда представляют определенную команду, имеющую определенные социальные роли и распределение творческих ролей и обязанностей.
В организации КВН принимает участие большое количество разработчиков и помощников. Они участвуют в определении состава команды, помогают в выполнении домашних заданий, задают вопросы противникам, приветствуют жюри, команды и т.д. [6].
Поскольку КВН всегда работает непосредственно с аудиторией, разработчики и режиссеры должны учитывать эмоциональную и зрелищную
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова С.М., Христенко В.И., Чарушевская О.Ю. Принципы организации сценарной работы в разработке идеи проведения театрализованного конкурса // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-культурной деятельности в России». – Вологда: Вологодский государственный университет, 2016. – С. 36–50
2. Вересаева П.А., Колесниченко Г.В., Щербакова М.И. Основы социально-культурной деятельности. – Мурманск: Вето, 2016. – 338 с.
3. Галузина Н.В., Лаевская Е.А., Чижикова Н.А. Театрализованный конкурс как объект социально-культурного исследования: история и современность // Сборник статей Балтийского федерального университета им. И. Канта. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2017. – С. 40–51
4. Демиденко А.К. Социально-культурные мероприятия в России: история и современное состояние. – Самара: Перекресток, 2017. –460 с.
5. Заварзина А.П. Социально-культурная деятельность. – Ханты-Мансийск: Перспектива, 2017. – 560 с.
6. Красноборова Л.А., Феоктистова Я.М., Шарова-Акопян С.С. Сценарий культурно-массового мероприятия: основные компоненты и принципы составления // Материалы научно-практической конференции «Принципы организации культурно-массовых мероприятий в современном российском обществе». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2018. – С. 103–114
7. Мирошниченко С.А., Черкасова О.А. Проблемы привлечения потенциальных зрителей к массово-зрелищным мероприятиям и пути их решения в российской социально-культурной деятельности // Вестник Дальневосточного федерального университета. Вып. 1. Социальные и гуманитарные науки – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2015. – С. 66–80
8. Пилипенко С.М., Черкунова О.Л., Шилоносова А.А. Основные компоненты сценариев массово-зрелищного мероприятия: социально-исторический аспект // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 3. – Краснодар: Кубанский федеральный университет, 2018. – С. 58–71
9. Яковлева Н.Г., Самарина О.Л. Принципы разработки сценария для театрализованных конкурсов в сфере социально-культурной деятельности // Материалы научно-практической конференции «История и современное состояние социально-культурной деятельности России». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 113–124