Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Традиции любого социального сообщества представляют собой базовые элементы социального и культурного наследия, передаваемого на протяжении длительного времени как между поколениями данного сообщества, так и прививаемые новым членам сообщества. При этом традиции призваны исполнять воспитательные функции, формировать сложные привычки, а также определённые стандарты и направленность поведения .
Культура в современном обществе играет разные функции. В современных информационных и литературных источниках встречаются различные определения культуры, отражающие ее сущностное содержание. В «широком» понимании культура «включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение» .
Культурная политика как устойчивое словосочетание в гуманитарном лексиконе появилось после Второй мировой войны, которая первоначально понималась как «механизм утверждения роли государства в отношении культуры» . Наметился парадигмальный сдвиг к единораздельной целостности материальных и нематериальных нужд – от элитистских к эгалитарным представлениям о культуре как культуре для всех.
Целью данной работы является рассмотрение народных художественных промыслов и ремесел как инструмента сохранения культурной традиции.
1 Сущность культурной политики и культурных традиций
На современном этапе переосмысления социальной миссии культуры – её креативного потенциала и интегративной сущности, весьма значительным событием стало провозглашённое ООН Международное десятилетие сближения культур (2013-2022 гг.). Обширная и разнообразная программа действий по вовлечению национально-государственных, общественно-политических, художественно-эстетических, предпринимательских и гражданских объединений в глобальный диалог и межкультурное взаимодействие настойчиво позиционирует культуру в качестве фундаментальной и неотъемлемой части мировой политики.
24 декабря 2014 г. Президент РФ подписал Указ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» . Как прописывается в документе: «Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и «призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны» . Отмечается, что культура «впервые возводится в ранг национальных приоритетов» и признается «важнейшим фактором» социально-экономического развития страны, роста качества жизни и гармонизации общественных отношений. При этом под культурной политикой документ понимает «действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей .
Акцентируется внимание на возрастающую роль культурной политики в социальных преобразованиях и её воздействие на экономические и политические процессы в жизни государства. В связи с этим, подчёркивается необходимость генерирования новых институций в продвижении социально значимых культурных практик и систем управления. Масштаб и глубина необходимых преобразований требуют постепенного и целенаправленного включения профессионального сообщества и общественных организаций в процесс трансформации системы управления. Таким образом, начиная со второй половины XX в., в интеллектуальных сообществах мира, в целом, формируется новый взгляд на культуру как императивную стратегию социальных преобразований, и тем самым, фиксируется устойчивая тенденция в переходе от прежнего узкого толкования культуры (замыкающего её в рамки художественного творчества и духовно-эстетической деятельности) к её сегодняшнему расширительному пониманию, позиционирующему культуру как интегративную систему социального воспроизводства и ценностно-коммуникативной практики.
Сложившиеся изменения в трактовках культуры радикально трансформируют характер, формы и принципы её продвижения в современном мире. Если прежние ограничительные рамки культуры закрепляли за ней место духовно-нравственного и просветительского пристанища общества, то новые императивы наделяют её статусом активного генератора и трансформера социальных смыслов и общественных преобразований. Ограничительные (консервативные) толкования культуры придавливали её сакрально-оберегающими социум обязательствами, что удерживало культуру вне большой экономики и политики и тем самым не позволяло рассматривать её в качестве эффективного инструмента социального управления.
Современное понимание культуры классифицирует её как важнейший императив жизнеспособности и стратегию выживания социума – нынешний (провозглашённый) статус культуры выдвигает её в эпицентр общественных трансформаций и, следовательно, придаёт ей политическую силу, способную реорганизовывать, продвигать, интегрировать и удерживать новые социальные порядки – испытывать и расширять границы возможного, обеспечивать устойчивое взаимодействие государства и общества.
Культура всё отчётливее позиционируется в информационном обществе как политика, при этом сама политика актуализируется в социуме как проекция культуры. По существу, близость политики к культуре как достижительной социальной стратегии делает политику более эффективной и жизнеспособной.
Именно в этих условиях становится возможным реальное институциональное конституирование и продвижение особой технологии управления, именуемой культурной политикой. Понятие «культурная политика» трактуется в современной культурологической литературе весьма неоднозначно и многоаспектно.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аманжолова Д. А. Рукотворные сокровища России. «Древние традиции под сердцем сберегла». Интервью с Председателем Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Г. А. Дрожжиным / Д. А. Аманжолова // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2011. – № 2. С. 11-15
2) Бабаева Е. В., Муравьева Ж. В. Организация досуга студенческой молодежи: историко-культурологический опыт 1970-1980 гг: монография. – М.: ГГТУ, 2017. С. 52-60
3) Ионесов В.И. Культурная политика как стратегия преобразований: опыт, интенции, манипуляции//МОДЕРНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ: ОТ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ К ВЛАСТИ КУЛЬТУРЫ. Материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Том Часть 1. Под редакцией С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. 2016. С. 52-69
4) Михайлов Д. Д., Князькина О. В. О дне народных художественных промыслов//ПОКОЛЕНИЕ БУДУЩЕГО: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ-2023. Сборник научных статей 12-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах . Курск, 2023. С. 400-402
5) Подоксенов А. М. Контркультура и субкультура в социальной структуре современного общества//НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. Сборник трудов 28-ой международной научно-практической конференции. Белгород, 2020. С. 330-335
6) Тихонова В. А., Культура в контексте противоречий глобализационного процесса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2019. — № 2. — С. 22-25
7) Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 (ред. от 25.01.2023) "Об утверждении Основ государственной культурной политики"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/794f61e017718ffdc01e7af2e023edc189680f5f/?ysclid=lhu7hb1x8p60894251 (дата обращения 18.04.2024)