Фрагмент для ознакомления
2
Понятие «адаптация» (латинское «adaptatio» - приспособляю) было впервые употреблено немецким ученым Х. Аубертом в 1865 г. Это понятие сначала использовалось в биологической науке для обозначения приспособления строения и функций организма к условиям среды, направленного на обеспечение гомеостаза (равновесия организма с окружающей средой) .
Понятие «адаптация» относится ко многим наукам: от педагогики и различных отраслей психологии до философии и экологии. Более того, разные ученые, даже работающие в одном направлении, вносят в это понятие свои дополнения и корректировки. Именно по этой причине единого определения сущности этого процесса еще не сформулировано.
В широком смысле слова под вышеупомянутым термином понимают «процесс приспособления к изменяющимся внешним и внутренним условиям». Происходит объединение биологического и социально-психологического компонентов адаптации.
Биологический компонент адаптации напрямую связан с приспосабливаемостью людей как биологических созданий к непрерывно меняющимся условиям внешнего мира и состоянию организма. Помимо биологической некоторые исследователи выделяют также адаптацию психологическую и социальную, каждая из которых имеет свои характерные черты.
Г. Спенсер рассматривал адаптацию как устойчивое уравновешивание организма (личности) со средой (обществом), в результате чего происходит усложнение общественного устройства. В рамках нашего исследования рассматриваем адаптацию как приведение состояния ребенка в равновесие с условиями детского сада и требованиями воспитателей .
Г.А. Балл считает, что «понятие адаптации способно сыграть важную роль в психологическом познании, если трактуется не узко (как приспособление к среде), а широко, как единство взаимообусловленных противоположно направленных процессов уравновешивания субъекта со средой. Рассмотрение их протекания на разных, взаимодействующих друг с другом уровнях способствует детерминистическому объяснению функционирования и развития личности – «без сползания на биологизаторские или иные редукционистские позиции» .
Доктор педагогических наук А. Г. Мороз под социальной адаптацией понимает «многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения личности и среды» .
В научных трудах Ф. Б. Березина психическая адаптация определяется как «процесс оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности, благодаря чему человек должен удовлетворить свои значимые потребности» .
Советский и армянский ученый-психолог А.А. Налчалджян же не разделял социальную и психологическую адаптации, а понимал их в целом как «изменение психического состояния параллельно с активизацией и использованием адаптивных механизмов в особенно трудных для личности проблемных ситуациях» .
Понятие «адаптация» может также иметь различное значение в зависимости от того, биологический или социальный ее аспекты рассматриваются в конкретном исследовании. Понятие «социальная адаптация» в нашей стране начало широко использоваться с середины 60-х годов прошлого века, однако при этом сам этот термин понимался различными авторами неодинаково. И.Н. Никитиной социальная адаптация трактуется как «интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений» .
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Анучина О. А. Организация работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2019. № 4 (9). - С. 221-224.
2. Батюта, М. Б. Возрастная психология: учеб. пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. – Москва: Логос, 2019. – 240 с.
3. Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2020. – 236 с.
4. Бобылева, А. Г. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ / А. Г. Бобылева // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2020. – № 1. – С. 247– 254.
5. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Н. Д. Ватутина; Под ред. Л. И. Каплан. - Москва: Просвещение, 2018. - 80 с.
6. Газизова Ф. С. Роль семьи в адаптации ребенка раннего возраста к условиям // Молодой ученый. – 2019. – № 16 (254). – С. 262-264.
7. Галич Т.Н. Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ // Молодой ученый. – 2020. – № 17 (307). – С. 106-107.
8. Головня, О. И. Управление процессом адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. – Белгород, 2018. – ч. 1. – С. 69–72.
9. Кокорева О. И., Башинова С. Н., Тараскина И. В. Коррекция негативных проявлений у детей трех лет в условиях детского сада // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2022. – Том 22. – №1. – С. 97-106.
10. Колесник, Н. Т. Особенности социально-психологической адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения в различные возрастные периоды дошкольного детства // Современное дошкольное образование: теория и практика: Сборник научных трудов / Отв. редакторы А.С. Москвина, А.Л. Третьяков. – Москва: Московский государственный областной педагогический университет, 2023. – С. 80-88.
11. Липовая, О.А. Педагогическая психология: способы и средства оценивания в учебном процессе. - Ростов-на-Дону, 2019. - 153 с.
12. Минина, М. В. Психологические аспекты тяжелой адаптации детей к детскому саду // Современное образование: проблемы, решения, тенденции развития: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 06 марта 2023 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 110-120.
13. Попова, И. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ // Педагогический опыт: от теории к практике: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. – С. 221–224.