Фрагмент для ознакомления
2
В каждой стране существуют свои основные виды труда, и в процессе работы люди совершенствуют свои практические навыки. Так, к основным видам труда россиян относятся сельское хозяйство (умение обрабатывать землю), садоводство, скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство и различные ремесла (текстильное, гончарное, шалевое, металлообработка и т. д.). К этому можно добавить горнодобывающую промышленность (металлургию, горное дело и т.д.), которая развивалась в разных частях России (Южный Урал). Башкиры и казахи занимались скотоводством и связанными с ним ремеслами (обработка кожи, кости, металла, вышивка и т. д.) [1, с. 47].
Например, башкиры были искусны в пчеловодстве, охоте и рыболовстве. Люди, живущие у моря или вблизи него, занимались рыболовством (например, эстонцы, литовцы).
Жизнь народа была традиционной, у него была своя культура воспитания; по мнению Е.Л. Кристовой, традиционно-бытовая культура указывает на важность в культуре специализированной и бытовой сферы. Дом - это материальное и духовное окружение человека (жилище, посуда, мебель, одежда, украшения, утварь, семейные отношения, семейный уклад, образ жизни, бытовые обычаи и т.д.), все то, что сопровождает человека и считается обыденным и привычным. Народная педагогика, использующая воспитательный потенциал повседневности, может быть названа "повседневной" педагогикой, педагогикой повседневности. Культурно-исторические традиции народа сочетаются с духовным, историческим, культурным и семейным воспитанием детей [2, с. 235].
Народные традиции – это механизмы сохранения, передачи, воспроизводства и интеграции социального опыта, способ достижения устойчивых общественных отношений. Именно традиции способны ярко выразить сущность той или иной народной культуры, ее историю и связь с социальными условиями. Культурно-исторические традиции - это традиции, непосредственно накопленные в ближайшем социуме, такие как труд, обычаи, нравы, ремесла, промыслы, творчество, фольклор, воспитание и образование, архитектура, народный календарь [1, с. 47].
Традиционность жизни и воспитания южноуральцев прослеживается в обычаях и ритуалах, через которые дети приобретают "этический кодекс". С этим кодексом дети знакомились в семье, в труде, на праздниках, в общении с другими людьми. Детям приходилось преодолевать трудности и стремиться к чему-то. Так, этический кодекс казаков Южного Урала включал в себя следующие традиции и обычаи:
• «наживать добро можно только трудом»;
• «грабеж, разбой, убийства караются по решению казачьего круга смертью»;
• «трезвость — норма жизни»;
• «все казаки в ответе за воспитание детей».
Духовная культура каждого этноса отражена в народном искусстве и народном творчестве. Музыкальное, песенное, устное, игровое, танцевальное, изобразительное и т.д. творчество народа было важным фактором народного воспитания. Расписанные предметы домашнего быта, вышивание узоров, кру- жевоплетения, лозоплетение и др. развивали практические умения, в ходе их изготовления формировались эстетическое сознание и вкус. Устный фольклор (потешки, пестушки, прибаутки, сказки, обрядовая поэзия) передавался из поколения в поколение, видоизменяясь и трансформируясь, использовался в общении с ребенком. Смеховая культура народного театра (скоморохи, Петрушка и т.д.) была своеобразной школой юмора и социализации ребенка.