Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важное место в современной русской литературе занимают категории художественного времени и образа человека. Многие писатели современности обращаются к данным категориям, которые воспринимаются ими достаточно субъективно. В данной работе мы рассмотрим специфику описания человека и времени в произведениях литератора Юрия Михайловича Полякова.
С.В. Михалков назвал Полякова “последним советским писателем”, так как главная его особенность - особый художественный дар, который раскрывает процесс завершения эпохи в своих произведениях. Творчество Ю.М. Полякова известно не только в России, но и в странах, которым близко советское прошлое. Так, например, в научно-исследовательской лаборатории при Бакинском славянском университете были переведены произведения “Козленок в молоке” и некоторые статьи автора на азербайджанский язык в 2006 году, а также по его пьесам и по сей день ставят спектакли в Азербайджанском академическом театре.
Актуальность данной работы заключается в возрастающем интересе современной литературы к теме человека и времени, а также низким уровнем изученности работ автора Ю.М. Полякова.
Целью исследования является описание образа человека и определение видов художественного времени в качестве философско-эстетической категории в прозаических произведениях Ю.М. Полякова.
Объектом выступают повести “Работа над ошибками”, “ЧП районного масштаба”, “Сто дней до приказа”, “Апогефей”, “Небо падших”, “Сто дней до приказа”, “Веселая жизнь, или секс в СССР”, “Грибной царь”, “Гипсовый трубач”.
Предметом изучения являются средства художественной выразительности, воплощающие образы человека и категорию времени в прозе Ю.М.Полякова.
Задачи исследования:
- анализ особенностей отображения образа человека и времени;
- разбор проблематики отношения человека и времени в прозаических произведениях Ю.Полякова;
- исследование распада связи времен в категории исторического времени автора.
В современном мире образ человека и времени встает достаточно остро, имея в виду сложившиеся социальные, а также геополитические условия. Народы, ранее объединенные советским союзом, распались и идут войной друг на друга. Поэтому актуальность данной работы заключается в исторической ценности произведений Юрия Полякова в связи с отображением деталей эпохи и повседневной жизни героев. В настоящее время, когда исчезли октябрята, пионеры, комсомольцы и другие атрибуты СССР, фактографичность и детализация представляют ценность для восстановления истории нашей страны и для понимания деятельности институтов времен советов.
Глава 1. Основные черты и тематика прозы Юрия Полякова
Юрий Поляков является феноменом современной русской литературы, так как через призму его повествования читатель видит всю историческую картину. Его творчество часто называют энциклопедией постсоветской жизни. Юрий Михайлович использовал метод “гротескного реализма”, который нашел отклик у многих исследователей. М.М. Голубков написал книгу, посвященную Ю.М. Полякову - “Юрий Поляков: контекст, подтекст, интертекст и другие приключения текста”. Помимо этого, было посвящено несколько статей: “Эпоха перемен и ее итоги (О романе Ю. Полякова)”, “К вопросу об онтологической пустоте: роман Юрия Полякова “Грибной царь” как роман о современности”[12]. Творчество Юрия Полякова исследует А.Ю. Большакова, которая посвятила монографию “Феноменология литературного письма. О прозе Ю.Полякова” и некоторые статьи: “История и гротеск в прозе Юрия Полякова”, “Русская литература на перепутье: герой и метод”. В издательстве “Молодая гвардия” в 2017 году вышла книга О.И. Яриковой из серии “ЖЗЛ:Современные классики” - “Юрий Поляков: Последний советский писатель”, которая посвящена творчеству и биографии Ю.Полякова[7].
На творчестве Юрия Полякова оказывают влияние два фактора его биографии - филологическое образование и журналистика. В качестве филолога он тяготеет к редким словам, необычным фразам и оборотам речи. А журналистика делает его прозу публицистичной, имеющей общественно-политическую направленность. Ю.М. Поляков является реалистом в традиционной форме. Для него характерны критическое отношение к постсоветской жизни, натурализм, преобладание субъективного отношения к действительности, скептическое мировоззрение, социальная тематика, гротеск, а также элементы фантастики и абсурда[4].
Основные черты и тематика прозы Полякова включают:
1. Общественно-политический контекст: Многие произведения Полякова посвящены проблемам и противоречиям российской действительности, особенно в области политики, экономики и социальных отношений. Одно из его известных произведений, "Козлиная песнь", является ярким примером сюжета с общественно-политическим контекстом.
В "Порнократии" Поляков исследует тему коррупции, бюрократии и лицемерия в российском обществе. В книгу вошли статьи написанные в период с 1986 по 2004 год. Собранные вместе они образую честный рассказ о том смутном времени и могут служить учебником современной политической истории. В процессе повествования автор раскрывает механизмы власти, их взаимодействие с криминалом и влияние на обычных граждан.
2. Критика власти: В своих работах Поляков нередко подвергает критике коррупцию и злоупотребления властью, рассматривая их как одну из основных проблем современного российского общества.
1. "Козлиный остров" (1992) - это произведение Юрия Полякова, в котором автор критикует власть через сатиру и аллегорию. Сюжет разворачивается на вымышленном Козлином острове, где обитают козлы, управляемые жестоким и коррумпированным лидером. Повесть отражает проблемы советского общества и критикует бездуховность и деспотизм правящего режима.
2. "Гипсовый трубач" (2008) - в этом произведении автор популярных женских романов и скандально известный режиссер отправляются за город писать киносценарий. Они рассказывают друг другу множество смешных и грустных историй, вспоминают любимых женщин и случайных знакомых. Но в их беззаботное существование неожиданно вторгаются события, связанные с большой игрой, ставка в которой — собственность на землю в историческом заповеднике.
Как сказал сам Ю.М. Поляков о этом произведении: “ Кстати, и в предыдущей моей книге «Гипсовый трубач» тоже хватает критики. Хотя это для меня не главное, я же не политический писатель, главная тема всех моих книг – любовь. Писать про то, какая нехорошая власть, конечно, надо, власть всегда хуже наших чаяний. И писатель, во всём согласный с властью, – подлец. Но писатель, ни в чём не согласный с властью, – дурак или провокатор.”
3. "Раздрапируйте мавзолей!" (2023) - книга дает читателю яркую картину постковидной эпохи глобальных геополитических и тектонических сдвигов, когда обострились многие, давно созревшие противоречия и обозначились новые конфликты.
Особое место автор уделяет общественным настроениям, отразившие острейшие проблемы постковидного мира[6].
3. Взгляд на современное общество: Писатель часто обращается к теме морального разложения и деградации человека в условиях капитализма и потребительской культуры.
В книге "Демгородок" 1999 года Поляков рассказывал полморсосовец и о лысом – матером агенте влияния, посаженном в Демгородок за подрыв государственного самосознания населения и злостную сионизацию эфира.
4. Тенденциозность и публицистичность: Произведения Полякова отличаются тенденциозностью и публицистичностью, что проявляется в их ярко выраженном оценочном характере и стремлении к общественно-политической активности.
5. Драматизм и напряжение: В своих произведениях Поляков часто использует драматизм и напряжение, чтобы показать конфликты и противоречия, с которыми сталкиваются герои.
6. Реализм и правдивость: Проза Полякова отличается реализмом и правдивостью, что достигается за счет детального описания жизни и нравов современного российского общества.