Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1 История и эволюция социальной ответственности компании 4
2 Принципы и направления социальной ответственности компании 7
3 Роль социальной ответственности компании 10
4 Институты социальной ответственности бизнеса и проблемы корпоративного управления в России 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
Фрагмент для ознакомления
2
В 1953 году профессор Иллинойского Университета США, Говард Боуэн, стал основоположником теории корпоративной социальной ответственности (КСО) с публикацией знаменитой книги «Социальная ответственность бизнесмена». В этом работе он дал определение КСО, согласно которому это заключается в принятии решений и осуществлении политики, соответствующих ценностям и целям общества [1].
Перед анализом различных направлений КСО важно рассмотреть три основных подхода: теорию корпоративного эгоизма, теорию корпоративного альтруизма и компромиссные теории.
Теория корпоративного эгоизма, ассоциированная с высказыванием Мильтона Фридмана, утверждает, что единственной социальной ответственностью бизнеса является приносить прибыль. По мнению сторонников этой теории, основной целью компаний должно быть обеспечение максимальной прибыли для акционеров. Любые усилия по социальной ответственности считаются нежелательными, так как могут подорвать основы рыночной экономики и свободы предпринимательства.
Теория корпоративного альтруизма, напротив, отстаивает идею о том, что компании имеют обязанность учитывать интересы всех заинтересованных сторон, или «соучастников». Она подчеркивает влияние крупных компаний на социально-экономическое положение в стране и необходимость добровольных программ социальной ответственности, выходящих за рамки законодательных требований.
Оба этих подхода возникли примерно в одно время в 1970-х годах. И хотя они кажутся противоположными, детальный анализ показывает, что они имеют больше общего, чем может показаться. Обе концепции, при правильном применении, могут привести к увеличению общего благосостояния и прибыли для компаний.
Таким образом, теория КСО, начиная с классического определения Боуэна, стала основой для различных подходов к социальной ответственности бизнеса. И хотя споры о ее необходимости и эффективности продолжаются, важно понимать, что грамотное использование как теории корпоративного эгоизма, так и корпоративного альтруизма, может привести к совершенно одинаковым результатам - увеличению общественного благосостояния и улучшению финансовых показателей компаний.
В исследованиях по корпоративной социальной ответственности (КСО) прослеживается развитие нескольких ключевых научных теорий, начиная с 1950-1970-х годов и до настоящего времени. Первоначально термин «корпоративная социальная ответственность» являлся основным для обозначения программ, ориентированных на социальные аспекты. В этот период исследователи, такие как Говард Боуэн, Теодор Левитт, Милтон Фридман, Ричард Фримен, Джон Гелбрейт, и другие, сфокусировались на внутренних источниках КСО. Они рассматривали бизнесмена как отражение ценностей общества и активного участника процесса формирования этих ценностей. Взаимодействуя с местными сообществами и учитывая интересы всех своих партнеров, бизнесмен определял ценности, которыми должна руководствоваться его компания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Bowen H. R. Social Responsibilities of the Businessman. Harper & Row: N. Y., 1953.
2. Carroll A.B. A three-dimensional conceptual model of corporate performance / A.B. Caroll// Academy of Management Review, 1979. 4.
3. R. Freeman, J. Harrison, A. Wicks, B. Parmar, S. de Colle Stakeholder Theory: the State of Art. Cambridge University Press, 2010.
4. Товма Н.А. Различные подходы к понятию сущности корпоративной социальной ответственности и ее роль в развитии экономики страны / Н.А. Товма // Вестник университета ТУРАН. – 2009. – №2. – С. 45–50.
5. Киварина М.В. Корпоративная социальная ответственность / М.В. Киварина // Экономический журнал. – 2011. – № 23. – С. 116–121.
6. Корпоративная социальная ответственность: учебник / под ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2016. – 320 с.
7. Павлов Р.Н. Институты социальной ответственности бизнеса и проблемы корпоративного управления в России / Р.Н. Павлов. – М.: ЦЭМИ РАН, 2003. – 49 с.
8. Николаев Н.П. Проблемы и пути развития корпоративной социальной ответственности в России / Н.П. Николаев // Экономические стратегии. – 2012. – №5. С. 104-105.