Фрагмент для ознакомления
1
Введе-ние…………………………………………………………………… 3
1. Понятие афазии, её особенности и фор-мы………………………….... 4
2. Речевая симптоматика афа-зии………………………………………… 6
3. Состояние речи пациентов при разных формах афа-зии……………. 7
4. Работа логопеда при нарушении устной экспрессивной речи при разных формах афа-зии…………………………………………………….
9
Заключе-ние………………………………………………………………... 13
Список литерату-ры……………………………………………………….. 14
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Наиболее часто последствия инсульта, черепно-мозговой травмы, опухолей головного мозга проявляются в виде афазий, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций (различные виды агнозии и апраксии), правосторонним гемипа-резом и психическими расстройствами.
Последнее либо напрямую связано с очаговой или общей патологией головного мозга, либо является реакцией на дефект – резкое изменение по-ложения в семье и обществе (А. Р. Лурия, В. М. Шкловский). Одним из ре-зультатов пагубного влияния на организм афазии является нарушение устной экспрессивной речи, причём данное нарушение может проявляться при разных формах афазии.
В современном обществе афазия рассматривается не как изолиро-ванное нарушение речи, а является системным, неразрывно связанным со всеми высшими психическими функциями (Л. С. Цветкова). В связи с этим, изучение проблемы восстановления речи с помощью нейропсихологиче-ских методик при акустико-мнестической афазии является актуальной.
Целью работы является комплексное изучение нарушения устной экспрессивной речи при разных формах афазии.
Задачи работы:
рассмотреть понятие афазии, её особенности и формы;
изучить речевую симптоматику афазии;
проанализировать состояние речи пациентов при акустико-мнестической афазии;
рассмотреть особенности работы логопеда при нарушении устной экспрессивной речи при разных формах афазии.
1. Понятие афазии, её особенности и формы
Афазия — это частичное или полное нарушение речевого акта. При-чиной такого расстройства речевых функций является поражение области коры головного мозга, ответственной за понимание и воспроизведение слов. Заболевание поражает взрослых или детей со сформированными ре-чевыми навыками. Вслед за речевыми расстройствами появляются нару-шения сенсорных и двигательных процессов, что приводит к психическим и личностным травмам заболевшего.
Изучением заболевания афазии и определением его симптомов зани-мался французский врач А. Труссо, а также многие учёные и медики конца XIX — начала XX века. Среди них известный французский врач П. Брока, немецкий психоневролог К. Вернике. Большая заслуга в изучении этиоло-гии заболевания принадлежит основателю нейропсихологии в России А. Р. Лурия. Однако многие вопросы, касающиеся этиологии заболевания, до сих пор остаются открытыми. По мере развития физиологии, неврологии, хирургии, появления новых медицинских технологий появляются новые методы вылечить афазию [1, 14].
Ежегодно в мире регистрируется около 12 миллионов инсультов (яв-ляющимся основной причиной афазии), а в России более 450 тыс., то есть каждые 1,5 минуты у кого-то из россиян развивается это заболевание. В крупных мегаполисах России количество острых инсультов составляет от 100 до 120 в сутки. По данным ВОЗ из числа всех больных с афазией 30% - люди трудоспособного возраста (3:1 - М/Ж); 70-80% из них получают инвалидность без права работы, т.к. главная причина – потеря речи.
Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникнове-нию афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида ре-чи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз.
В настоящее время в клинической практике используют классифика-цию афазии по А.Р. Лурия, где выделено шесть форм заболевания:
1. Акустико-гностическая афазия.
2. Акустико-мнестическая афазия.
3. Афферентная моторная афазия.
4. Семантическая афазия.
5. Эфферентная моторная афазия.
6. Динамическая афазия [4, 23].
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бочарова Е. В. Особенности диагностики речи при афазии в остром периоде и контроль динамики в период восстановления // Актуаль-ные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии : Ма-териалы XI Международной научно-практической конференции в рамках Объединенной научно-практической конференции , Череповец, 12 октября 2018 года / Под редакцией О.А. Денисовой. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2019. – С. 14-19.
2) Газиева Я. З. Афазия. Причины возникновения афазии // Шаг в науку : Сборник материаловIII Международной научно-практической конференции с участием студентов, Грозный, 10 октября 2020 года. – Ма-хачкала: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 85-87.
3) Драная О. Г. Логопедическая реабилитация лиц с акустико-мнестической афазией // Актуальные вопросы современной науки и обра-зования : Сборник научных статей по материалам XVIII международной научно-практической конференции, Киров, 14–17 мая 2019 года. – Киров: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2019. – С. 479-486.
4) Жулина Е. В. Логопедия: теория, диагностика, коррекция тем-по-ритмических нарушений речи. – Нижний Новгород : федеральное госу-дарственное бюджетное образовательное учреждение высшего образова-ния "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. – 92 с.
5) Козак А. А. Особенности повествовательной речи у больных с афазией // Forcipe. – 2019. – Т. 2, № S1. – С. 1043 - 1057.
6) Ларина О. Д. Интерактивные средства стимуляции социально-коммуникативного потенциала больных с афазией // Центральные меха-низмы речи : Сборник материалов IX Всероссийской (с международным участием) научной конференции, посвященной памяти проф. Н.Н. Трауготт, Санкт-Петербург, 11–13 ноября 2019 года / Под общ. ред. А. Н. Шеповальникова. – Санкт-Петербург: ООО "Издательство ВВМ", 2019. – С. 56 – 59.
7) Основы логопедии: Теоретико-методологические основы лого-педии : курс лекций. – Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. – 51 с.
8) Попова Е. Ф. Притчи как средство восстановления речи у лиц с семантической афазией // Современный ученый. – 2023. – № 1. – С. 175-179.
9) Приходько О. Г. Актуальные проблемы логопедии в современ-ном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья // Ло-гопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образова-ния: традиции и инновации : Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции, Москва, 21–22 марта 2019 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Юкод", 2019. – С. 209-216.
10) Сергиенко Е. С. Применение некоторых нейропсихологических практик в логопедии // Трибуна молодого учёного : Сборник научных ста-тей студентов. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – С. 69-72.
11) Солодун М. С. Особенности экспрессивной и импрессивной ре-чи у пациентов с афферентной моторной афазией грубой степени выра-женности // Гуманитарный трактат. – 2019. – № 45. – С. 30-32.
12) Хайртдинова Л. Ф. Нейропсихологических методов в логопе-дии // Актуальные проблемы дошкольного образования: теория и практи-ка : Материалы Национальной научно-практической конференции, посвя-щенной 100-летию дошкольного образования Республики Башкортостан, Уфа, 25 сентября 2019 года. – Уфа: Казенное предприятие Республики Башкортостан Издательство «Мир печати», 2020. – С. 265-267.