Фрагмент для ознакомления
2
1. Проблемная ситуация. Проблемы-задачи, которые требуют решения в условиях социально-культурной деятельности.
Воспитание патриотизма у детей младшего школьного возраста
В современной российской школе воспитание патриотизма и формирование гражданских качеств является важнейшей составной частью. Они имеют большое значение в духовном и гражданском развитии школьника.
Формирование патриотизма происходит в процессе обучения, воспитания и социализации школьников. Но оно не ограничивается школьными стенами. Значительная роль выполняется семьёй и другими социальными институтами общества, такими как: различные общественные организации, СМИ, учреждения культуры и спорта, организации религиозного направления, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, учреждения дополнительного образования, военные организации и клубы, социальные учреждения защиты населения, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания и социализации обучающихся.
Обратимся к определениям «патриот», «гражданин». В.И. Даль в своем толковом словаре даёт значение слова «патриот»: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» [4].
Патриотизм - качество нравственное. К нравственному кодексу патриота мы можем отнести такие критерии, как любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм – это очень сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе каждого человека - гражданина. О патриотизме судят не по словам, а по делам, поступкам. Настоящим патриотом считается человек, который хорошо воспитан, образован. Человек, имеющий семью, почитающий своих прадедов, и воспитывающий молодое поколение в лучших традициях, содержащий в хорошем состоянии свой дом, двор, улицу и постоянно улучшающий свой быт. Гражданин, ведущий здоровый образ жизни и соблюдающий культуру поведения, работающий во благо своего Отечества, участвующий в таких общественных мероприятиях, направленных на объединение граждан в целях совместного достижения и выполнения достижения патриотических целей и задач той или иной степени сложности и важности по развитию своей Родины, по оздоровлению, благоустройству и умножению числа своих соотечественников.
Патриот проявляет чувство любви к своей Родине, а гражданин должен знать и понимать свои обязанности перед ней. Гражданственность определяется как нравственно-политическое качество личности, одной из составляющих которого является патриотизм.
«Гражданственность - одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей», - отмечает А.Н. Вырщиков [3].
Но пришло такое время, когда и для общества, и для государства, и для личности учащегося и выпускника школы важнее стало не противопоставлять эти направления в воспитании, а рассматривать их как единое и целое, как взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга качества человека.
Гражданственность – интегрированное качество человека, оно заключается в самореализации человека и не противоречит его патриотическим качествам.
Понятия патриотизма – это осознание долга перед Родиной, чувство привязанности к родным местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к языку своего народа, ежедневная забота об интересах Родины, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости, проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине, проявление милосердных качеств личности. Это гордость за своё Отечество, его культурные и социальные достижения, уважительное отношение к символам своего государства, к историческому прошлому Родины и своего народа, к его обычаям и традициям, проявление ответственности за судьбу Родины, своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины. Это проявление гуманизма, милосердия, общечеловеческих ценностей.
Таким образом, к гражданско-патриотическим качествам личности подростка мы можем отнести чувства любви к Родине, желание жить на родной земле, работать и приумножать её богатства, проявление милосердных качеств личности. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Родина, родители, родственники, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова патриотизм - это своеобразное пространство, в основе которого лежат чувства Родины, солидарности и любви, родства и укорененности, обусловленные на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо человек не выбирает родителей, детей, Родину, место своего рождения.
2. Форма социально-культурной деятельности, аудитория и её социально-демографическая характеристика
Форма социально-культурной деятельности: теоретические вопросы, практические занятия, конкурс рисунков, правовая игра, поздравление, тематические беседы, выпуск стенгазеты, соревнования, беседы, конкурс рисунков.
Аудитория: младшие школьники.
Социально-демографическая характеристика аудитории: Младшие школьники - это детей в возрасте от 7 до 9 лет, то есть с 1-го по 3-й (4-й) классы школы.
Ребенок становится школьником, а это значит, что у него теперь и новые обязанности, новые правила и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, на учебные пособия и пр. С другой стороны, перед ним стоят новые задачи развития, в первую очередь задача формировать навыки трудолюбия, уметь раскладывать сложную задачу на составляющие, уметь видеть связь между усилиями и достигнутым результатом, уметь принимать вызов ситуаций с решимостью и мужеством, уметь адекватно оценивать себя, уметь уважать границы - свои и чужие.
3. Сформулировать цель события (мероприятия)
1. Расширять и закреплять знания детей о географическом, природно-экологическом своеобразии родного края.
2. Содействовать появлению желания охранять окружающую среду.
3. Воспитывать у детей чувство любви к родным, уважение, гордости за свой край.
4. Развивать интерес к игре, вызвать положительные эмоции, сопровождающие ее.
4. Сценарный ход по эпизодам, определить в чём его новизна/уникальность.