Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические основы государственного регулирования национальной экономики
1.1 Классическое направление (А.Смит): определение роли государства в экономике.
А. Смит считал, что важнейшим условием богатства страны является laissez faire, т. е. свобода хо-зяйственной деятельности. Чем меньше государство вмешивается в экономическую жизнь стра-ны, тем лучше для хозяйственного развития.
Государственное регулирование целесообразно только в тех случаях, когда свобода угрожает общественному благу. Он выделяет три функции государства: отправление правосудия, защита страны и содержание общественных учреждений.
Смит выступает за свободу торговли, в том числе и внешней, за политику фритредерства, против протекционизма. Он развивал идею целесообразности международного разделения труда, ос-нованную на принципе абсолютного преимущества: каждой стране следует развивать у себя производство только таких товаров, которые обходятся абсолютно дешевле, чем в других стра-нах. Это будет выгодно всем государствам.
2. Проведите оценку реализации антимонопольной политики РФ по плану:
1. Цель политики.
2. Задачи политики.
3. Органы, отвечающие за реализацию политики.
4. Основные нормативные документы, регламентирующие реализацию политики.
5. Методы реализации политики.
6. Достигнутые на настоящий момент положительные результаты (авторская оценка, обязатель-но статистическое подтверждение).
7. Проблемы в реализации политики (авторская оценка).
Антимонопольная политика представляет собой направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. При этом основным направлением ее дея-тельности является оказание содействия развитию товарных рынков и конкуренции, на пресе-чение недобросовестной конкуренции и защиту прав потребителей. Основным инструментом антимонопольной политики выступает антимонопольное регулирование, которое представляет собой регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.
Основой российского антимонопольного регулирования служит система нормативных правовых актов, главенствующее место в которой занимает Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Сфера антимонопольного законодательства также дополняется другими нормативными правовыми актами.
На современном этапе развития экономики Российской Федерации антимонопольная деятель-ность осуществляется согласно следующим направлениям:
— пресечение действий со стороны рыночных хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию;
— контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов и пресечение их действий, которые направлены на использование доминирующего положения для повышения концентрации своей продукции на рынке;
— предупреждение соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, которые могут ограничивать конкуренцию;
— запрет недобросовестной конкуренции, которая образовалась в связи с получением привиле-гий, полученных незаконным путем от органов государственной власти;
— отслеживание действий монопольных предприятий, которые способны привести к снижению качества производимой продукции (работ, услуг), в связи с несовершенством или устареванием технологического процесса, а также преднамеренного противодействия его обновлению.
Целью любой государственной антимонопольной политики является создание равных условий развития для всех участников рыночных отношений в сфере добросовестной конкуренции, что способствует рациональному размещению и использованию ресурсов, а также стабильному экономическому росту.
При осуществлении антимонопольной политики государство реализует следующие задачи по борьбе с монополизацией рынков:
— создание максимально упрощенных условий создания новых фирм;
— максимальное сокращение препятствий в сфере внешней торговли и организация внутренних рынков для иностранных фирм, что разрушает контроль за рынком отечественных монополи-стов;
— осуществление контроля государства за процессами слияния и поглощения фирм, также при некоторых обстоятельствах утверждение порядка, согласно которого данные процедуры воз-можны лишь с разрешения государства;
— принудительное деление наиболее крупных предприятий-монополистов на несколько фирм, которые меньше по размеру и являются независимых друг от друга;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белоусова, Н. И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий: моногр. / Н.И. Белоусова, Е.М. Васильева. - М.: КомКнига, 2017. - 320 c.
2. Бурыкин, Евгений Государственное регулирование инновационных процессов в РФ: мо-ногр. / Евгений Бурыкин. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 172 c.
3. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики: моногр. / В.П. Васильев. - М.: Дело и сервис, 2016. - 176 c.
4. Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предприниматель-ства. Правовые проблемы / Е.П. Губин. - М.: ЮРИСТЪ, 2016. - 320 c.
5. Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики / С.Г. Капканщиков. - М.: КноРус, 2017. - 528 c.
6. Киселева, В. В. Государственное регулирование инновационной сферы / В.В.
7. Киселева, М.Г. Колосницына. - М.: ГУ ВШЭ, 2017. - 408 c.
8. Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики / В.В. Мель-ников. - М.: Омега-Л, 2017. - 336 c.
9. Самойлов, В. Д. Государственно-правовое регулирование социально-экономических и политических процессов / В.Д. Самойлов. - М.: Юнити, 2017. - 272 c.
10. Харченко, Е. В. Государственное регулирование национальной экономики / Е.В. Харчен-ко, Ю.В. Вертакова. - М.: КноРус, 2017. - 328 c.. Ходов, Л. Г. Государственное регулирование наци-ональной экономики / Л.Г. Ходов. - М.: Экономистъ, 2017. - 624 c.