Фрагмент для ознакомления
2
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Развитие устной речи учащихся.
Подберите тексты для учащихся любого класса, на которых будет происходить изучение основных речеведческих понятий (текст, типы текста, тема, основная мысль текста). Разработайте систему вопросов и заданий к тексту.
1.Текст состоит из предложений, связанных по смыслу и расположённых в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий (действий, ситуаций), которые описаны в тексте.
2.То о чем говорится в тексте – тема.
3.Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит. Она так же может быть выражена в заглавии текста.
4.Стили текста: разговорный и книжный (научный и художественный).
5.Типы речи: описание, повествование и рассуждение.
Работа в парах. (правила работы в парах)
Задание:
Сравните тексты. Чем они похожи? Чем они отличаются?
Критерии для сравнения: тема, стиль текста, тип речи.
Текст № 1
Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша
эллипсоидальные, Цветки собраны в колосья, плод – ягода; опыляется при помощи насекомых.
Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья
применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов масло применяется в парфюмерии.
Текст № 2
В лесу под зелеными сводами деревьев разлит чудесный аромат – это цветет белый, душистый колокольчик – ландыш. Пойдемте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы – это все ландыш!
(По Д. Кайгородову.)
Фронтальная работа (работаем после того, как перевернули тексты)
Вопросы на внимание:
1.К какому семейству относится ландыш? (Ландыш относится к семейству лилейных).
2. Какой плод у ландыша? (плод у ландыша – ягода).
3. Расскажите о применении ландыша. (цветки и листья
применяются в медицине как сердечное средство);
Какие же сходства и отличия вы выявили? В текстах повествует о ландышах, но они абсолютно разные.
1.Тема: 1 текст- ландыш с точки зрения науки, а 2 текст – манящая красота ландыша.
2.Стили текстов: 1 текст в научном стиле, а 2 текст в художественном стиле.
3.Типы речи: 1 текст относятся к описанию, а второй повествование с элементами описания.
Продумайте упражнения и задания по развитию устной связной речи учащихся для любого класса, которые можно будет использовать в качестве речевой разминки в начале урока (не развития речи).
Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.
Если наши губы улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
Также при работе над дикцией помогает речевая гимнастика:
произнесение определенных сочетаний звуков с четкой артикуляцией. Например:
ИЭАОУЫ
БДИК БДЭК БДАК
ДБИК ДБЭК ДБАК
ПТИК ПТЭК ПТАК
ТПИК ТПЭК ТПАК
Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то одного или нескольких звуков при регулярном их повторении.
Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.