Фрагмент для ознакомления
2
Анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики. Обязательное вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность продиктовано Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, который выдвигает следующие требования к выпускнику: «формирование креативного и критически мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир, владеющего основами научных методов познания окружающего мира, способного осуществлять научно - исследовательскую, проектную и информационную деятельность».
Противоречивость проблемной ситуации заключается в том, что в школе внеурочная деятельность носит не совсем творческий характер, а идеи объединений носят формальный характер. Именно для формирования креативной и критически мыслящей личности важно использовать междисциплинарный подход, в котором каждый ребёнок найдёт для себя что-то интересное.
Одним из выходов из описываемой проблемной ситуации является разработка проекта по литературному краеведению, где гармонично сочетается филология, история, краеведение, в совокупности образуя дует учебного плана федеральной образовательной программы и регионального компонента.
Актуальность проекта.
1) Для педагога: реализация творческих идей и замыслов в процессе взаимодействия с детьми.
2) Для образовательного учреждения: реализация положения ФГОС ООО.
3) Муниципального образования: формирование исследовательского потенциала муниципалитета для участия в конкурсах различного уровня, как со стороны педагогов, так и со стороны детской общественности.
Степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования. Настоящий проект разработан в соответствии с основными положениями современного основного общего образования, которая выражается в приобщении ребёнка к достижениям человеческой цивилизации, а также созданию, сохранению и передачи культурных ценностей.
Фрагмент для ознакомления
3
11. Литература
1) Бикбаева, Э. Р. Образовательный потенциал современной школьной повести при организации проектной деятельности по литературе / Э. Р. Бикбаева, К. А. Беленко, С. М. Хусаинова // Актуальные проблемы филологии. – 2018. – № 16. – С. 17-30.
2) Галян, С. В. Принципы отбора литературного материала для курса литературного краеведения в школе / С. В. Галян // Современная регионалистика: традиционные подходы и новые направления : Сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием, посвящённой юбилею доктора филологических наук, профессора Нины Никифоровны Парфёновой, Тюмень, 29–30 сентября 2016 года. – Тюмень: Аксиома, 2016. – С. 358-361.
3) Дмитриева, Т. Е. Литературное краеведение: начальный этап изучения и перспективы / Т. Е. Дмитриева // Реализация принципа преемственности в процессе преподавания филологических дисциплин в начальной школе : материалы межфакультетской научно-практическая конференции преподавателей и студентов ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Ярославль, 01 октября – 01 2016 года. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2016. – С. 97-109.
4) Жаренов, А. В. Организация проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе при помощи сервисов WEB 2.0 / А. В. Жаренов // XVII Масловские чтения : Сборник научных статей по итогам Межрегиональной научно-практической конференции, Мурманск, 28–30 ноября 2018 года / под редакцией О.В. Пожидаевой, В.Б. Бакулы, Н.А. Шевченко. – Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2019. – С. 137-141.
5) Корнеева, О. С. Формирование функциональной грамотности через проектную деятельность по литературе / О. С. Корнеева, С. А. Соломкина, С. А. Потапова // Образование: традиции и инновации : Материалы XXI международной научно-практической конференции, Прага, 17 октября 2019 года / Отв. редактор Уварина Н.В.. – Прага: World Press s.r.o., 2019. – С. 97-99.
6) Ксенофонтов, И. В. Литературное краеведение как способ постижения духовных традиций своего Отечества / И. В. Ксенофонтов // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, Калуга, 15 января – 15 2016 года / Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. – Калуга: Издательство Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, 2016. – С. 220-224.
7) Матершова, А. И. Методика организации внеклассной работы по литературе: проектная деятельность в литературном краеведении / А. И. Матершова, Е. Ю. Мальцева // Вестник КГПИ. – 2018. – № 1(49). – С. 81-85.
8) Мирошниченко, Л. Л. Литературное краеведение в системе дополнительного образования детей / Л. Л. Мирошниченко // Литература и культура Дальнего Востока, Сибири и Восточного зарубежья. Проблемы межкультурной коммуникации : Материалы участников VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Научное электронное издание, Уссурйиск, 04 февраля 2016 года / Ответственный редактор А.А. Новикова. – Уссурйиск: Дальневосточный федеральный университет, 2016. – С. 27-31.
9) Молодых, Т. А. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение" / Т. А. Молодых, И. И. Яковлева // Новое слово в науке и практике : Сборник материалов VII-ой международной научно-практической конференции, Москва, 20 февраля 2017 года. – Москва: Научно-издательский центр "Империя", 2017. – С. 61-66.
10) Науменко, Н. А. Актуальные вопросы литературного краеведения как формы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Н. А. Науменко, Н. И. Богомолова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 12-5. – С. 55-57.
11) Сенаторова, С. В. Приобщаем к чтению через проектную деятельность по литературе / С. В. Сенаторова // Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования : материалы международной научно-практической конференции, Вологда, 25 сентября 2019 года / Научный центр «Диспут». – Вологда: ООО «Маркер», 2019. – С. 88-90.
12) Старостина, М. Е. Кружок по литературному краеведению как средство формирования исследовательской деятельности обучающихся средних классов / М. Е. Старостина // Проблемы современного филологического образования : сборник научных статей, Москва-Ярославль, 20 апреля 2016 года / Ответственный редактор – В.А. Коханова. Том Выпуск XIV. – Москва-Ярославль: Московский городской педагогический университет, 2016. – С. 63-68.
13) Чекусова, Н. Б. Литературное краеведение в рамках реализации ФГОС / Н. Б. Чекусова // Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами : материалы международного заочного педагогического форума, Чебоксары, 21 июня 2016 года. – Чебоксары: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр", 2016. – С. 138-139.
14) Якунина, И. А. Мультимедийный проект как форма организации проектной деятельности студентов по дисциплине "Русский язык и литература" / И. А. Якунина // Информатизация образования: теория и практика : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Омск, 17–18 ноября 2017 года. – Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет", 2017. – С. 311-314.