Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические основы внедрения стандартов ИСО 4
1.1 Международные стандарты качества серии ИСО 4
1.2 Международные стандарты ISO 9000 5
2. Практические аспекты применения стандартов ИСО 10
2.1 Принципы применения стандартов ИСО 10
2.2 Проблемы применения стандартов качества серии ИСО 12
Заключение 15
Список использованных источников 16
Фрагмент для ознакомления
2
Серия международных стандартов ISO 9000, разработанная и введенная в действие Международной организацией по стандартизации (ISO), представляет собой универсальные руководящие принципы для систем управления качеством. Эти стандарты стали ключевым инструментом для организаций по всему миру, стремящихся оптимизировать свои производственные процессы, повысить уровень удовлетворенности клиентов и укрепить свои позиции на международных рынках. Значение ISO 9000 возрастает в условиях глобализации и усиления конкуренции, когда на первый план выходят вопросы эффективности, надежности и качества продукции и услуг.
Рекомендации стандартов ИСО 9000 используются не только при создании систем качества, но и в качестве критериев оценки систем качества при сертификации и заключении договоров, когда заказчики проверяют и оценивают способность поставщиков обеспечить стабильность требуемого качества продукции. Поэтому после публикации стандартов многие предприятия, особенно те, которые осуществляют экспортные поставки, стремятся организовать работу по качеству с рекомендованными стандартами видов работ (функций, элементов).
Разработчик стандартов — ISO — Всемирная федерация национальных органов по стандартизации (комитетов — членов ISO), основанная в 1947 году, членами которой в 1999 году были 161 национальная организация, из которых 119 — полноправные члены.
Рисунок 1 - Организационная структура управления ИСО
Существует три категории членства. Они различаются уровнем доступа к электронным ресурсам ИСО и степенью влияния на содержание разрабатываемых документов. Это помогает учесть различные потребности и возможности каждого национального органа по стандартизации.
Действительные члены влияют на содержание стандартов и стратегии ИСО, разрабатываемых путем голосования и международных встреч. Полноправные члены имеют право продажи и принятия международных стандартов на национальном уровне.
Члены-корреспонденты наблюдают за разработкой стандартов ИСО и стратегией путем просмотра результатов голосования, и посредством участия в международных заседаниях в качестве наблюдателя. Члены-корреспонденты имеют право продажи и принятия международных стандартов на национальном уровне.
Члены получают актуальную информацию о работе, проводимой в ИСО, но не могут участвовать в работе. Члены не имеют права продавать и принимать международные стандарты на национальном уровне.
В 1987 году международная организация по стандартизации приняла международные стандарты ИСО серии 9000 по системам качества, которые были разработаны на основе советских, Японской и других систем обеспечения или управления качеством.
Разрабатываемые стандарты ИСО сгруппированы по семействам. ISO 9000-это семейство стандартов качества, призванных помочь организациям всех типов и размеров разрабатывать, внедрять и эксплуатировать эффективные СМК.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Будкин Ю.В. Роль стандартизации в реализации политики импортозамещения // Стандарты и качество. 2022. № 10. С. 46-48.
2. Варламова Л.Н. Международные стандарты ИСО серии 30300 и их российские аналоги // Научный вестник Крыма. 2019. №5 С. 116-122.
3. ГОСТ Р ИСО 30300-2015 «СИБИД. Системы управления документами. Основные положения и словарь». М.: Стандартинформ, 2015.
4. ГОСТ Р ИСО 30301-2014 «Информация и документация. Системы менеджмента записей. Требования». М.: Стандартинформ, 2014.
5. ГОСТ Р ИСО 30301-2018 «СИБИД. Системы управления документами. Требования». М.: Стандартинформ, 2018.
6. Зверинцева К.М. Стандарты серии ISO 9000 / // Актуальные вопросы технических наук: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2020 г.). — Краснодар: Новация, 2020. — С. 12-17.
7. Земляной, К.Г. Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие / К.Г. Земляной, А.Э. Глызина; М-во науки и высшего образования РФ. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022.— 235 с.
8. Крылов К.И. Организационные аспекты управления информационным обеспечением стандартизации в управлении качеством // Евразийское пространство: экономика, право, общество. 2022. № 4. С. 17-21.
9. Управление качеством: учебник для вузов / А.Г. Зекунов; под редакцией А. Г. Зекунова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 460 с.
10. Хайитов Х.О., Новиков В.А., Цыплов Е.А. Международные стандарты ISO серии 9000 // Форум молодых ученых. - 2019. - №1. - С. 39-44.