Фрагмент для ознакомления
2
Далее, проведем корреляционный анализ показателей инвестиций в основной капитал по субъектам Российской Федерации и ESG-рейтинга субъектов РФ по Центральному федеральному округу в 2022 году. Среди субъектов РФ все отмечают позитивное влияние ESG-рейтинга на инвестиционную привлекательность региона. С увеличением значения ESG – рейтинга увеличивается показатель инвестиций в основной капитал.
Также, в условиях реализации концепции «зеленой» экономики «зеленое» финансирование выступает одним из источников обеспечения устойчивого экономического роста. В связи с этим, была рассчитана регрессионная модель взаимосвязи уровня «зеленого» финансирования и темпов экономического развития в стране. В качестве результативного показателя был взят объем ВВП (Y), а независимыми переменными определены следующие показатели (факторы): X1 – инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; X2 – затраты на охрану окружающей природной среды (см. таблицу № 3).
Таблица № 3
Объем инвестиций в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, затрат на охрану окружающей среды и ВВП за 2018-2021 гг. в РФ
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональной использование природных ресурсов Затраты на охрану окружающей среды ВВП
2018 157651 720 905 89 626, 60
2019 175029 872 456 91 596, 70
2020 195962 970 059 89 166, 00
2021 299408 1 243 328 94 181, 00
Наблюдается высокая взаимосвязь показателей X1 (Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов), X2 (Затраты на охрану окружающей среды) и Y (ВВП), следовательно, концепция устойчивого развития и применение инструментов устойчивого финансирования, способствующие привлечению инвестиций, благоприятно сказывается на социально-экономическом развитии.
Рис. № 2 - Корреляция между инвестициями в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и уровнем ВВП за 2018-2021 гг. в РФ
В соответствии с рисунком № 2, наблюдается положительная линейная зависимость между инвестициями в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и уровнем ВВП, так как коэффициенты при получившемся уравнении регрессии положительны, таким образом, при увеличении инвестиций в основной капитал на одну единицу, увеличится и ВВП также на одну единицу, что влияет в целом на социально-экономическое положение региона и повышает инвестиционную привлекательность, связанную с экономической безопасностью РФ.
Рис. № 3 – Корреляция между затратами на охрану окружающей среды и уровнем ВВП в РФ
В соответствии с рисунком № 3, смотря на линейное уравнение и линию тренда, мы можем сделать вывод, что между затратами на охрану окружающей среды и ВВП существует положительная взаимосвязь, так, увеличение затрат на охрану окружающей среды на одну единицу приводит к увеличению ВВП соответственно на одну единицу.
Таким образом, существует тесная взаимосвязь между уровнем ESG – рейтинга, а также применением инструментов устойчивого финансирования, привлекающими инвестиции, что способствует повышению объема ВВП и уровня социально-экономического развития в целом и развитию критериев, связанных с экономической безопасностью РФ. Так, акценты на ESG – показатели способствуют повышению темпов экономического роста. Также, повышение ESG – рейтинга невозможно без достаточного уровня социально-экономического развития.
3.2 Разработка рекомендаций по стимулированию развития инструментов устойчивого финансирования в субъекте РФ
В 2021 году совокупные капитальные расходы субъектов РФ составили не менее 1,8 трлн руб. А с помощью выпуска зелёных и социальных облигаций большая часть из них может быть профинансирована, так как они представляют собой экологический и социальный эффект от реализации. Такая практика способствует сокращению расходов региона, так как привлекает внебюджетное финансирование.
Верным решением будет выпуск зелёных, социальных, инфраструктурных облигаций под финансирование различных проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), так как существует возможность у субъектов делать это без наращивания долга и повышения долговой нагрузки.
Исходя из того, что почти половина регионов России имеют относительно высокую долговую нагрузку, часть из них с помощью выпуска субфедеральных облигаций устойчивого развития сможет профинансировать свои экологические или социальные проекты. (см. табл. № 4)
Таблица № 4
Уровень долговой нагрузки субъектов РФ в 2022 году
Количество субъектов Суммарные ННД субъектов, млн руб. Суммарный долг субъектов, млн руб.
Х <50% 46 6 922 635 1 031 089
50% <Х <85% 30
1 993 029 1 197 530
Х >85% 9 233 845 267 427
Использование гарантийных инструментов может дать возможность проектам с низкой кредитоспособностью получить необходимое финансирование. Классические гарантии субъектов РФ могут быть использованы для обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам. Гарантия минимальной доходности по проекту позволяет инвесторам получить гарантированный доход в случае, если доходность проекта окажется ниже ожидаемой. Плата концедента, если проект финансируется с использованием инструментов ГЧП или концессий. При последнем варианте возможно финансирование без наращивания долга субъекта и одновременно развитие инфраструктурных проектов, реализующихся в соответствии с принципами ГЧП.
Проект, который финансируется с помощью облигаций ПФТ, должен соответствовать определенным экологическим и социальным стандартам. Эмитент также должен предоставить инвесторам информацию об этом, чтобы они могли убедиться, что проект соответствует их ценностям и инвестиционным стратегиям. Таким образом, сочетание принципов проектного финансирования с соблюдением стандартов устойчивого развития может сделать облигации проектного финансирования инструментом для получения статуса "зеленых" или социальных благ.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.) - Режим доступа: http://www.consultant.ru./
2. О стандартах эмиссии ценных бумаг: положение Банка России от 19 декабря 2019 г. № 706-П. – Режим доступа: http://www.consultant.ru./
3. Положение Банка России от 19.12.2019 N 706-П (ред. от 04.07.2022) "О стандартах эмиссии ценных бумаг" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2020 N 58158) - Режим доступа: http://www.consultant.ru./
4. Постановление Правительства от 21 сентября 2021 года №1587 Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации - Режим доступа: http://www.consultant.ru./
5. Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ» – Режим доступа: http://www.consultant.ru./
6. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2030 г. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru
7. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2017) – Режим доступа: http://www.consultant.ru./
Электронные ресурсы:
1. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство: [сайт]. – 2022. – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru
2. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/
3. Будущее рынка устойчивого финансирования в РФ: банки формируют рынок – Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/sus_dev/esg2021/
4. ВЭБ прорабатывает механизмы соблюдения принципов устойчивого развития – Режим доступа: https://1prime.ru/banks
5. ВЭБ РФ – Режим доступа: https://вэб.рф/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/metodologiya/
6. Группа Всемирного Банка // «Зеленое финансирование» в России: создание возможностей для «зеленых» инвестиций: [сайт]. – 2018. – Режим доступа: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/russia/publication/russia-unlocking-opportunities-for-green-investments
7. «ESG, декарбонизация и зеленые финансы России 2022» – Режим доступа: https://infragreen.ru/news/135290
8. Как «озеленить» регион [сайт]. – 2022. – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/
9. Национальное рейтинговое агентство, аналитический обзор // Рэнкинг устойчивости развития Российской Федерации и интеграции ESG – критериев в деятельность субъектов: [сайт]. – 2022. – Режим доступа: https://www.ra-national.ru
10. Национальные стандарты зеленого финансирования – Режим доступа: https://cbr.ru,
11. Особенности подготовки эмиссии структурированных облигаций [сайт]. – 2023. – Режим доступа: https://bondguide.moex.com/articles/emission-features/
12. Облигации и займы устойчивого развития – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/about-ratings/sustainability-bonds-and-loans/
13. Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное общество проектного финансирования «Инфраструктурные облигации» (СОПФ) – Режим доступа: https://сопф.дом.рф/
14. Проект «Зелёная экономика» поможет модернизировать сферу ЖКХ Липецкой области – Режим доступа: https://grizv.ru/news/vesti-regiona/proekt-zelyonaya-ekonomika-pomozhet-modernizirovat-sferu-zhkh-lipeckoy-oblasti
15. Росинфра – Режим доступа: https://rosinfra.ru
16. РИА Рейтинг – Режим доступа: https://riarating.ru/
17. Устойчивое развитие и инфраструктура. Обзор трендов в России и мире // ВЭБ.РФ и Национальный Центр ГЧП, [сайт]. – 2021. – Режим доступа: https://rosinfra.ru
18. Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
19. Эксперт РА – Режим доступа: https://raexpert.ru
Статьи:
1. Панова С.А., «Зеленые» финансовые инструменты в деятельности банков // Финансовые рынки и банки. 2019. № 3. С. 51–54.
2. Потапова Е.А., Каргина Е.В., Анализ российского рынка инструментов финансирования устойчивого развития и факторов, ограничивающих его рост. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022; (1): 25-31.
3. Резванов Р.И., Имплементация международных практик устойчивого финансирования в национальную систему долговых инструментов. Могут ли инфраструктурные кредиты стать ответственными? // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 62–78.
4. Семенова Н.Н., Еремина О.И., Скворцова М.А., «Зеленое» финансирование в России: современное состояние и перспективы развития. Финансы: теория и практика. 2020;24(2):39-49.
5. Хуторова Н.А., Хуторов А.О., Развитие практики социально ответственного инвестирования в контексте экономической безопасности государства. // Экономический анализ: теория и практика. 2021. Т. 20. № 10 (517). С. 1914-1932.