Фрагмент для ознакомления
2
Р. Янг показал, что организм не всегда стремится к тому, в чем он испытывает биологическую потребность. Было замечено, что некоторые вредные вещества оказываются наиболее привлекательными, причем это в большей степени свойственно человеку, чем менее развитым организмам [6].
Мотивированное поведение активно ориентировано относительно объектов, обладающих положительной и отрицательной валентностью (напряжение).
Для изучения валентностей применялись следующие критерии:
- предпочтение одного объекта другому;
- количество объекта, потребляемое испытуемым;
- степень научения или улучшения результатов деятельности, направленной на достижение объекта;
- количественная характеристика препятствия или трудности, которую должен преодолеть испытуемый для достижения объекта.
Было установлено, что все, что оказывается препятствием на пути к достижению объекта-цели, постепенно приобретает отрицательную валентность, хотя сам по себе такой объект может быть нейтральным. Существует феномен насыщения, приводящий к отказу от предмета, с которым ранее был очень частый или избыточный контакт. Желанный объект может вызывать страх или тревогу потому, что он является сигналом мучительной ситуации, страхом перед неудачей.
Х. Гевирц показал, что испытуемые, избегавшие ситуации, где успех несомненен, имеют высокий коэффициент интеллектуальности, предпочитают трудные задачи и не отступают перед неудачами. Некоторые испытуемые преувеличивают свои неудачи, другие переоценивают свои достижения [9].
Центральный процесс, опосредствующий влияние мотивации на результаты деятельности, – это процесс выбора цели субъектом. Ж.Нюттен называет этот процесс формированием цели (по аналогии с процессом формирования плана). Объектом-целью мотивации человека часто оказывается не уже существующий материальный объект, а определенный уровень исполнения или результатов, достичь которого собирается человек или достижения которого от него требует, как он полагает, общество. Даже стремление к достижению материальных объектов с целью удовлетворения физиологических потребностей приобретает характер социально значимой деятельности. Таким образом, в известной мере человек сам выбирает объекты-цели своей мотивации [2].
Интенсивно разрабатывается проблема мотивации в отечественной психологии. А.Ф. Лазурский значительное место отводит обсуждению вопросов, связанных с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решения, устойчивостью намерений и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов. Н.Н. Ланге дал свое понимание отличий влечений от «хотений», считая, что хотения – это влечения, переходящие в активные действия. Для него «хотения» – это деятельная воля. В.М. Боровский и Н.Ю. Войтониc рассматривали вопросы мотивации с биологизаторских позиций. Л.С. Выготский считал, что проблема соотношения влечений и интересов является ключом к пониманию психического развития человека, подчеркивая, что интересы не являются навыками, как считали в то время многие психологи. Л.С. Выготский одним из первых стал разделять мотив и стимул, писал о произвольной мотивации. Д.Н. Узнадзе рассматривал мотивацию с позиции «теории установки», считая, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко как то, что является нужным для организма, но в чем он в данный момент не обладает [8].
Ряд ученых считает, что понятия «мотив» и «мотивация» различны по сути, другие употребляют эти термины одинаково и даже как синонимы. Так, в качестве понятия «мотив» называются самые различные психологические феномены: некоторые психологи вслед за А. Маслоу – установки (школа Д.Н. Узнадзе), желания, хотения, привычки, мысли и чувство долга (П.А. Рудик), представления и идеи, чувства и переживания (Л.И. Божович), морально-политические установки и помыслы (А.Г. Ковалев), предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев), психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов), потребности и влечения, побуждения и склонности (сторонники Х. Хекхаузена), условия существования (В.К. Вилюнас), устойчивые образования мотивационной сферы в виде опредмеченных потребностей (В.А. Иванников) [7].
Цель исследования: определение особенностей мотивационной готовности к служебной деятельности.
Исходя из этого в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать доступную литературу по теме исследования.
2. Подобрать методики и провести исследование.
3. Провести оценку результатов исследования.
В исследовании приняли участие 30 мужчин сотрудников организации, среднего возраста от 30 до 55 лет.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антошкина, Е.А. Мотивы социального поведения и мотивация личности / Е.А. Антошкина, Р.В. Дмитриев // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. - 2022. - № 22. - С. 7.
2. Бедарева, И.С. Мотивации и мотивы / И.С. Бедарева // Студенческий. - 2021. - № 41-3 (169). - С. 67.
3. Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом / Т.Ю. Базаров. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 381 с.
4. Вертелецкая, М.В. Мотивация труда: Понятие, структура мотива, мотивационный процесс / М.В. Вертелецкая // Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 96.
5. Кригер, Е.Э. Мотив и мотивация. Системная детерминация мотивации / Е.Э. Кригер // Коллективная монография. Орехово-Зуево, 2019. - С. 41.
6. Кудрявцева, О. В. Оценка результативности управления человеческими ресурсами организации / О. В. Кудрявцева // Экономика транспортного комплекса. - 2020. - № 35. - С. 48–61.
7. Литвинюк, А.А. Управление персоналом / А.А. Литвинюк. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 498 с.
8. Максименкова, Л.О. Мотивационная сфера личности: теоретический обзор / Л.О. Максименкова // В сборнике: Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - 2018. - С. 102.
9. Масалова, Ю.А. Психология управления персоналом / Ю.А. Масалова. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 191 с.
10. Холина, К.И. Мотивационная сфера личности / К.И. Холина // В сборнике: Психология, образование. К 90-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РФ, доктора психологических наук, профессора Алексея Федоровича Шикуна: материалы Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых и их наставников. - 2017. - С. 299.
11. Черкесова, К.И. Потребностно-мотивационная сфера как основа формирования личности / К.И. Черкесова, В.И. Черкесов, Е.И. Черкесова // В сборнике: Актуальные проблемы спортивной подготовки, оздоровительной физической культуры, рекреации и туризма. Адаптивная физическая культура и медицинская реабилитация: инновации и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию УралГУФК. 2020. С. 192.