Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране сформирована и постоянно совершенствуется единая система предоставления убежища как иностранным гражданам, так и лицам без гражданства.
С целью исполнения п. 5 плана мероприятий по осуществлению Концепции на период до 2025 года , было сформировано законодательство, которое направлено в первую очередь на улучшение системы предоставления убежища иностранным гражданам на территории России, упрощение, а также ускорение используемых процедур, недопущение разнообразных фактов злоупотребления такими гражданами правом на убежище, на обеспечение национальной безопасности и общественного порядка нашей страны .
В начале 2014 года из-за широкомасштабного использования военной силы в Донецкой и Луганской областях, а также ухудшения политической и экономической ситуации на Украине резко увеличилась вынужденный отток украинских граждан в нашу страну.
Российская Федерация, опираясь на принципы гуманизма, а также братских отношений с украинским народом, последовательно осуществляет политику «широко открытых дверей» в отношении переселенцев из Украины.
Исходя из этого, цель данной работы заключается в исследовании понятия вынужденного переселенца.
Задачи, поставленные в работе:
- рассмотреть правовой статус вынужденных переселенцев;
-выявление критериев для признания лица вынужденным переселенцем.
1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
Вынужденный переселенец - как правило, гражданин Российской Федерации, по схожим основаниям, кроме гражданства, который покинул место жительства на территории зарубежного государства и прибывший на территорию Российской Федерации либо вынужденный переместиться в границах России из одного субъекта Российской Федерации в иной.
К этой категории лиц можно причислить и иностранных граждан либо лиц без гражданства, которые постоянно проживают на законных основаниях на территории нашей страны и изменившие место жительства в границах территории Российской Федерации по отмеченным основаниям.
Следовательно, вынужденным переселенцем при наличии отмеченных выше случаев можно признать:
1) гражданина Российской Федерации, который вынужден покинуть место жительства на территории зарубежной страны и прибывший на территорию нашего государства;
2) гражданина Российской Федерации, который вынужден покинуть место жительства на территории одного субъекта страны и прибывший на территорию иного субъекта Российской Федерации;
3) иностранца, лица без гражданства, которые постоянно проживают на законных основаниях на территории России и вынуждены изменить свое постоянное место жительства в границах территории нашего государства;
4) гражданина бывшего СССР, который постоянно проживает на территории республики, входившей в состав СССР, приобретший статус беженца в РФ и потерявший данный статус из-за приобретения гражданства РФ, при наличии обстоятельств, которые препятствовали этому лицу в период действия статуса беженца в обустройстве.
Законодатель ограничил круг оснований, которые препятствуют признанию лиц вынужденными переселенцами, среди них можно назвать такие, как:
- осуществление лицом преступления против мира, человечности либо иного тяжкого преступления, которое признается таким законодательством РФ;
- необращение лицом без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;
- покидание лицом места жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в порядке, определяемом Законом «О вынужденных переселенцах» , где предусматривается последовательность стадий: обращение с ходатайством о признании лица вынужденным переселенцем в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания; решение органа миграционной службы о регистрации ходатайства; выдача свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем либо уведомления об отказе регистрации ходатайства; решение вопроса о признании лица вынужденным переселенцем и выдача ему удостоверения.
Получивший статус вынужденного переселенца имеет право:
- выбирать место жительства на территории Российской Федерации;
- проживать у родственников или других лиц при условии их согласия на совместное проживание;
- получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда для временного поселения вынужденных переселенцев.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // Собрание законодательства РФ. - 25.12.1995. - № 52. - Ст. 5110.
2. Распоряжение Правительства РФ от 21.08.2012 № 1502-р «О плане мероприятий по реализации в 2012 - 2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. - 27.08.2012. - № 35. - Ст. 4858.
3. Приказ МВД России от 14.11.2017 № 853 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2017 № 49188) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 22.10.2018.
4. Прудников А.С., Сазон К.Д. Место и роль статуса беженца в национальных системах убежища стран Содружества Независимых Государств // Вестник Московского университета МВД России. М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2015. № 7. С. 228 - 232.