Фрагмент для ознакомления
2
Итоговые тесты
по дисциплине «Основы философии»
1.Установите последовательность исторических типов мировоззрения:
а) философия; в) наука; б) мифология; г) религия.
2.Соотношение философии и науки заключается в том, что:
а) философия является частью науки; б) наука является частью философии;
в) философия и наука частично включаются друг в друга; г) философия и наука исключают друг друга;
д) философия и наука ни как не соотносятся друг с другом.
3.Предмет философии отражает в себе:
а) устройство мира; г) упорядоченность мира; б) всеобщность мира; д) красоту мира.
в) полезность мира;
4.Философии присущи функции:
а) мировоззренческая и познавательная; в) аксиологическая и ориентационная; б) методологическая и прогностическая; г) все эти функции вместе взятые.
5.Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия
а) этика; г) онтология;
б) аксиология; д) антропология; в) эсхатология; е) социология.
6.Основные разделы философии (укажите все возможные варианты):
а) онтология; д) социология;
б) фразеология; е) антропология;
в) политология; ж) гносеология. г) аксиология;
7.Способ существования философии:
а) вера; г) интуиция;
б) разум; д) опыт. в) чувство;
8.Термин «философия» означает:
а) рассуждение; г) любовь к мудрости;
б) компетентное мнение; д) логика
Теория развития
1.Материалисты утверждают, что:
а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) мир создан Богом из ничего.
2.Идеалисты утверждают, что:
а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов; д) мир создан Богом из ничего.
3.Что является первоначалом в материалистических философских концепциях
а) Дух; г) Логос; б) Сознание; д) Опыт. в) Материя;
4.Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания.
а) Термины; г) Законы;
б) Категории; д) Парадигмы; в) Символы; е) Универсалии.
5.Способом существования материи является:
а) пространство; д) организация; б) время; е) система.
г) движение;
Сознание, бессознательное
1.Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм; г) экзистенциализм;
б) субъективный идеализм; д) томизм. в) диалектический материализм;
2.«Бессознательное» в современной философии это:
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
б) рефлекторные процессы в организме человека; в) опыт, не поддающийся логическому анализу; г) нечто, присущее только отдельному человеку; д) общественное, социальное в личности.
3.Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм; б) субъективный идеализм;
в) диалектический материализм; г) экзистенциализм;
д) томизм.
Теория познания. Философия науки
1.Эмпиризм — это:
а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;
в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания; г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;
д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.
2.Агностицизм — это:
а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;
б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира; в) учение о развитии мира;
г) учение о всеобщей причинной связи;
д) учение о сущности человеческой истории.
3.Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:
а) рассудок; г) ум;
б) разум; д) интуиция. в) чувство;
4.Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:
а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;
б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и не дает никакого знания о мире;
в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;
г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед конкретными людьми в жизненных ситуациях. 1)скептицизм;
2)агностицизм;
3)прагматизм;
4)солипсизм.
5.Уровни научного познания (укажите все варианты):
а) эмпирический; г) мифологический; б) религиозный; д) диалектический. в) теоретический;
6.Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:
а) понятие; г) суждение; б) представление; д) восприятие. в) умозаключение;
7.Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
а) абстрактным; г) научным;
б) теоретическим; д) божественным. в) обыденным;
8.Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:
а) методика; г) механизм;
б) развитие; д) процесс. в) навык;
9.Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:
а) индукция; в) анализ; б) дедукция; г) синтез.
Человек, общество, личность
1.Личность в философии понимается как:
а) синоним понятий «индивид», «человек»;
б) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду;
в) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества;
г) совокупность физических способностей отдельного человека; д) социальная «маска».
2.Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это:
а) индивид; г) субъект; б) индивидуальность; д) особь. в) личность;