Фрагмент для ознакомления
2
В своих пьесах начала 900-х годов Горький стремился показать тщетность всех усилий русской буржуазии примирить трудящихся с "властителями" жизни, их жалкие и трусливые попытки спрятаться от "битвы жизни" "в темных углах мистики и в прекрасных деревьях эстетики". Он раскрыл тщетность метафизических поисков идеологов буржуазии и показал, что за их напыщенным языком скрываются пошлость, жадность и чувство собственной обреченности. Этой буржуазии, барахтающейся между неприкрытым цинизмом и проповедью кроткого самосовершенствования, Горький противопоставил растущее сознание новых пролетарских борцов за человека, сформированное освободительными движениями [5].
В ярких художественных образах он показывает распад буржуазии как среды, сплавленной с психологией собственничества, выделение людей из среды буржуазии, неспособных выносить ее удушающую атмосферу и постепенно обретающих духовное и социальное прозрение.
В действующих персонажах пьесы проявляются идейно-психологические черты, получившие ранее романтическое и аллегорическое выражение в образах сказок и легенд. Жизнерадостность, оптимизм и жизнелюбие, уже отличавшие Горького и его современников от декадентской и пессимистической литературы раннего периода, теперь сменяются реалистическим тоном персонажей, в большей или меньшей степени выражающим собственную позицию автора. Машинист Нил в пьесе «Мещане» говорит: «Оптимист я или что другое,— это неважно, но жить мне нравится. Большое это удовольствие — жить на земле!»
В последующих диалогах Нил открывает свое представление о жизни. Современная жизнь так же не удовлетворяет Нила, как и интеллигента Петра, но в отличие от Петра Нил твердо верит в возможность создания иных общественных отношений, требует свержения порочных основ, на которых строится современное общество. Нил ощущает себя не пассивным созерцателем жизни, как вечно жалующийся Петр, он чувствует себя творцом жизни, ее кузнецом.
Образ машиниста Нила — связующее звено между образами Павла Грачева, который олицетворяет движение пролетариата от стихийности к сознательности, и Павла Власова, который становится одним из вожаков рабочего движения. Революционная деятельность Нила не отражена в пьесе. Но его поведение в мещанской семье Бессеменова, его убеждения, твердость его характера, оценка его личности другими персонажами пьесы — все это не вызывает сомнения в революционной работе Нила.
Пролетарский революционер Нил внутри дома Бессеменовых создает лагерь людей, идейно противостоящий духовно бедному миру мещан. За Нилом идет боготворящая его швея Поля — девушка, тоже сильная духом, которую он предпочел слабохарактерной Татьяне Бессеменовой. Близки Нилу студент Шишкин, учительница Цветаева. Весьма вероятно, что к революционному лагерю присоединится и Елена Кривцова, чье оптимистическое восприятие реальности ощутимо отличается от социального пессимизма Бессеменовых.
В другом лагере — семья Бессеменовых. Противоречия между стариком Бессеменовым и его детьми, Петром и Татьяной, не покидают пределов мещанских представлений о жизни. Дети только хотели бы лучше приспособиться к современным условиям, освободиться от сдавливающей их опеки отца.
«Мещане» — первое крупное произведение Горького, в котором уже эффектно выступают черты нового метода в искусстве — социалистического реализма. Несмотря на то, что в пьесе полно и глубоко изображена едкая атмосфера мещанства, в картине, красочно нарисованной драматургом, нет неподвижности, застоя. События, которые происходят за пределами пьесы, находят в ней свое отображение [1].
Дом семьи Бессеменовых – один из плавучих островов буржуазного мира, сметаемый потоком реки под названием жизнь. Осознание Бессеменовыми хрупкости своего существования, страх перед Нилом, представителем революционного движения, его мысли и идеи, повествующие о социальных событиях и развитии нового мировоззрения, вторгаются в дом - все это создает острый динамизм и смысл социальных перемен, потрясших устои буржуазной России Разоблачение. Все это позволяет назвать пьесу «Мещане» первым произведением социалистического реализма.
В начале 1900-х годов, когда деревни еще больше опустели, мелкие ремесленники и часть интеллигенции обнищали, пополнив собой эти обездоленные безработные и голодающие орды, Горький обобщил и философски углубил тему убогой комнаты в своей пьесе «На дне».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большая советская энциклопедия: в 50 т. Т. 12. М., 1952; Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. М., 2000; Козьменко М.В. Горький Максим // Большая российская энциклопедия; Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М., 2000.
2. Волков А.А. "Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период."
3. Горький, М. Пьесы. – Вологда : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1975. – 320 с.
4. Издательство "Просвещение", Москва, 1964 г.
5. Моторин С. Н. К вопросу об идейно-художественном своеобразии ранних пьес Максима Горького //Вестник Рязанского государственного университета им. СА Есенина. – 2012. – №. 36. – С. 131-138.
6. Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. Тома 1–4. — М.: Сов. Энциклопедия; Большая Российская энциклопедия, Фианит, 1989–1999.
7. Русские писатели ХХ века. Биографический словарь /Глав. ред. и сост. П.А. Николаев. — М.: Большая Российская энциклопедия, «Рандеву-АМ», 2000.
8. Русские писатели. ХХ век. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях /
9. Русская литература рубежа веков. 1890-е — нач. 1920-х гг. Кн. 1,2. — М.: ИМЛИ РАН, 2000 — 2001.
10. Критика начала ХХ века /Сост., вступ. ст., преамб. и примеч. Е.В. Ивановой. — М.: Олимп, АСТ, 2002.
11. Критика русского Зарубежья: В 2-х частях /Сост., предисл, преамб. и примеч. О.А. Коростелёва, И.Г. Мельникова. — Олимп, АСТ, 2002.