Фрагмент для ознакомления
2
Основное направление исследования общественного мнения, связанное с любым объектом, характеризуется наличием не только базовых, но и дина-мических структур. Другими словами, мнение не появляется одновременно, оно не существует непрерывно, и предполагается, что рассматриваемый объ-ект прошел определенный набор стадий развития, что является характеристи-кой жизнеспособности общественного мнения. Динамическая структура со-циальной мысли предполагает существование непрерывных стадий: станов-ления, функционирования и упадка. На стадии формирования следует разли-чать стадию возникновения и стадию формирования. Таким образом, стадии рецессии включают в себя стадии спада и угасания. Рассматривая этап жиз-ненного цикла социальной мысли более подробно, следует сказать, что на этапе становления общественного мнения объект проявляет значительный интерес к какому-либо факту или явлению социальной реальности в видении большинства независимых видов. Заинтересованные представители обще-ственности стараются узнать как можно больше о проблемах с голосом, об-ращаясь при этом к различным источникам информации. Проанализируйте полученную информацию и сформулируйте личные оценочные суждения, ко-торые отражают отношение индивида к связанным с ним вопросам. Конечно, у человека есть публично выраженное желание узнать, что о нем думают дру-гие.
Обмен личными мыслями является основой для формирования группо-вых мыслей. На этапе формирования это начало перерастать в общественное мнение. Зрелость определенной социальной проблемы приводит к необходи-мости определения путей и средств ее решения. Объект общественного мне-ния попадает в центр внимания масс, и его представители настаивают на раз-личных суждениях. Такой ход событий привел к сближению позиций и выра-ботке общих взглядов. Люди также не должны забывать об экономических и политических условиях, социальных предпосылках, культурном уровне раз-вития граждан, уровне образования населения, доминирующем образе жизни и других факторах, влияющих на его формирование.
Эти факторы могут помочь или помешать людям подготовиться к уча-стию в дискуссии, а также в полной мере воспринять актуальную информа-цию и сделать соответствующие выводы. В процессе формирования обще-ственного мнения важны все системы общества, особенно политическая си-стема. В этом процессе важную роль сыграли средства массовой информации, поскольку на данном этапе особенно активно используются системы, оказы-вающие целенаправленное воздействие на сознание масс.
В результате дискуссий между группами сформировалась борьба между мнениями, господствующими и противоположными. Стадия формирования сменяется стадией функционирования. Главной особенностью последнего яв-ляется институционализация доминирующих идей. Теперь она может высту-пать в качестве партнера (союзника) страны и других общественно-политических институтов, связанных с решением проблем, представляющих общественный интерес. Она (нерешенные проблемы) оказалась в центре вни-мания, определив поляризацию оценок с четко определенной позицией боль-шинства. Фаза рецессии начинается с периода спада. Этот этап характеризует-ся снижением общественного интереса к данной проблеме. Эта проблема ли-бо была решена, либо ее решение в настоящее время невозможно, либо по-явилась новая проблема, которая перекрывается с этой проблемой по важно-сти. Таким образом, общественное мнение - это сложный многоцелевой соци-альный феномен. Его функциональный континуум можно условно разделить на несколько структурных типов: базовый (базисная основа), объектный и си-стемный (социальный). Базовая (базисная) структура функции формирования общественного мнения основана на двойственности его природы.
Элизабет Ноэль-Нойман – доктор философии и экономики, профессор, в ее книге «Общественное мнение: открытие спирали молчания» ознакомила читателя с оригинальной теорией собственного мнения, которое было под-тверждено гигантской практической работой автора
СМИ ежедневно используют термин «общественное мнение» при об-суждении политических, экономических и других событий. Общественное мнение изучают социологи и маркетологи, к нему обращаются журналисты и политики. В 1946 году она организовала Институт общественного мнения, который сегодня называется институтом демоскопии. Концепция обществен-ного мнения Э. Ноэль-Нойман в первую очередь предполагает различие меж-ду понятиями «общественное мнение» и «обычное общественное мнение», и эти понятия часто путают. Основой общественного мнения служат два источ-ника: непосредственное наблюдение за другими, фиксирование, одобрение и неодобрение различных действий.
Предмет общественного мнения, то есть его «дух», создается средства-ми массовой информации. Именно эта возникающая эмоция влияет на личное поведение и оценку. Самым интересным нововведением этой концепции яв-ляется концепция так называемого «бесшумного спирального» механизма. В основе феномена «молчаливой спирали» лежит страх индивида перед само-изоляцией. Страх - это движущая сила, стоящая за спиралью молчания. Об-щественное мнение также имеет социальное измерение. Если об этом можно будет бесстрашно объявить перед всем обществом, не беспокоясь о социаль-ной изоляции, то феномен «молчаливой спирали» не будет наблюдаться. Та-кая концепция является весьма эвристичной для объяснения этих проблем общественного мнения [1].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. htm -http://www.rels.obninsk.com/cd/sdc/open/m-10/01-01-7.htm - Э.Ноэль-Нойман. Общественное мнение. Открытие спирали молчания (фраг-менты монографии)
2. Анникова В.А. Общественное мнение как фактор формирования массового политического сознания // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2007. – № 4.
3. Архипенко С.А. «Влияние СМИ на формирование общественного мнения».
4. Бейлин И. Ф.Современный паблик рилейшнз : учеб. пособие - Воронеж : Изд-во АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финан-сов», 2011. - 628 с.
5. Верецкая А.И., Дьяков А.П. Социологические проблемы изуче-ния общественного мнения: Пособие к изучению курса. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. - 15 с.
6. Павлов С.Н. Формирование общественного мнения. М., Изд-во «Мысль», 2004. - 386 с.
7. Руткевич М.Н. Социология, власть, общественное мнение // Со-циально-политический журнал. 2005, - С. 32.
8. Социологическая энциклопедия. – М., 2003. – Т. 1.
9. Судас Л.Г. Общественное мнение: российский дискурс // Соци-ально-гуманитарные знания. - 2001 - № 6 - С. 3 - 10
10. Цаллер Д. Происхождение и природа общественного мнения / Пер. с англ. А.А. Петровой. Науч. ред. перевода И.Н. Тартаковская. - М.: Ин-ститут Фонда «Общественное мнение», 2004. - 559 с.