Фрагмент для ознакомления
2
Рассмотрим в качестве примера мероприятия по развитию устойчивой инфраструктуры Ставропольского края с помощью инструментов устойчивого финансирования, так как требуется укрепление ESG –критериев развития, и сделаем вывод об оценке эффективности предложенных мероприятий. Если рассматривать ESG - рейтинг Ставропольского края, то общий итог рейтинга составляет 0,450, так же по экологической компоненте достигает 0,214, что требует повышенного внимания, социальная компонента и управленческо-экономическая 0,559 и 0,577 соответственно.
Развитие возобновляемой энергетики на территории Ставропольского края — одна из приоритетных задач на ближайшие годы. Вопросы совместной реализации крупных проектов по этому направлению обсудили во 2 квартале 2023 года глава региона с представителями нефтегазовой компании России ПАО «Лукойл». Главным результатом встречи стала договорённость о создании на территории Ставропольского края двух крупных «зелёных» точек. Так, планируется два проекта: это ветропарк на 71 мВт и солнечную станцию на невинномысской ГРЭС на 4–5 мВт.
За четыре года было восстановлено и спроектировано 160 объектов. По строительству ветроэлектростанции и солнечной электростанции всё будет планово и подтверждено инвестициями, будут создаваться новые объекты на территории края. Значимость зелёной энергетики как для экономики, так и для экологии региона, поощряет строительство солнечно-ветровой энергетики. Ранее глава края сообщил об открытии пятой по счёту ветроэлектростанции мощностью в 60 мВт.
Таким образом, субъекты РФ также потенциально располагают широким спектром возможностей для финансирования инфраструктурных ГЧП-проектов, том числе с использованием инфраструктурных и «зеленых» облигаций. Порядка 90% финансирования поступает от коммерческих банков, но некоторые участники рынка используют выпуск облигаций для привлечения средств на инфраструктурные проекты. Потенциальный объем размещения инструментов проектного финансирования Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) оценивает в 330 млрд руб.
В целом, проектное финансирование солнечных электростанций с привлечением различных источников в рамках индивидуальных финансовых моделей считается более привлекательным для инициаторов крупных проектов по сравнению с традиционными банковскими кредитами. Проекты солнечной энергетики являются подходящим видом базовых активов для структурирования и эмиссии облигаций проектного финансирования и секьюритизации благодаря поддержке и регулированию со стороны государства, позитивно влияющим на прогнозируемость денежного потока.
Для субъектов, которые хотят профинансировать свои потребности без наращивания долга, оптимальным инструментом являются «зеленые», социальные, инфраструктурные облигации проектного финансирования, в том числе под проекты государственно-частного партнерства (ГЧП). Объем государственного долга Ставропольского края по состоянию на 2022 год составляет 30,98 млрд руб. Оптимальным решением будет запустить ГЧП - проект по строительству объектов солнечно-ветровой энергетики и профинансировать данный проект выпуском облигаций проектного финансирования, которые будут верифицированы под зеленые и социальные облигации.
В настоящий момент портфель проектов двух крупнейших компаний, работающих в сегменте солнечной генерации КГ «Хевел» и ООО «Солар Системс» составляет более 1,5 ГВт с совокупным объемом инвестиций около 150 млрд руб.
Таким образом, ООО «Солар Системс» рекомендуем размещение выпуска облигаций проектного финансирования через механизм прямого соглашения под реализацию инфраструктурных проектов с залоговым обеспечением денежными требованиями класса "А" объемом 7 млрд рублей и класса "Б" объемом до 900 млн рублей. Ставка 1-го купона класса "А" установлена на уровне 9,516% годовых, класса "Б" - на уровне 13,516%. Организатором размещения выступает ПАО «Сбербанк». Дата погашения выпусков - 15 февраля 2031 года. Облигации также должны получить статус инструментов, соответствующих принципам социальных и зеленых облигаций ICMA.
Закон о концессиях и Закон о ГЧП предусматривают возможность заключения прямого соглашения между публичным партнером, частным партнером и инвесторами, финансирующими частного партнера.
Предмет такого соглашения – регулирование условий и порядка взаимодействия данных лиц в процессе реализации проекта, в первую очередь:
• фиксация условий обеспечения обязательств частного партнера перед его кредиторами (как правило, залог денежных требований);
• определение порядка взаимодействия между публичным партнером и кредиторами частного партнера в случае дефолта последнего.
Одна из задач прямого соглашения – сохранение возможности для дальнейшей реализации проекта даже в случае, когда частный партнер не исполняет своих обязательств. Для этого прямое соглашение, как правило, предусматривает возможность замены частного партнера при условии соблюдения интересов инвесторов. Безусловно, возможные защитные механизмы должны быть направлены на минимизацию рисков проектных бумаг.
Несомненно, данный проект будет соответствовать государственной программе Ставропольского края «Развитие энергетики, промышленности и связи», утверждённой постановлением Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2018 года N 616-п. Предполагается, что механизм станет одним из важнейших источников привлечения частных инвестиций в энергетическую отрасль и будет способствовать совершенствованию региона в соответствии с принципами устойчивого развития и влиять на уровень социально-экономического развития и укрепление экономической безопасности региона.
Объём внебюджетных инвестиций в основной капитал за 2022 год составил 263 миллиарда рублей, или 104,3% от уровня 2021 года, наблюдается позитивная тенденция по привлечению инвестиций. С помощью облигаций можно будет финансировать энергетическую, инженерную и социальную инфраструктуру. Также, если рассматривать ESG - рейтинг Ставропольского края, то общий итог рейтинга составляет 0,450, так же по экологической компоненте достигает 0,214, что требует повышенного внимания, социальная компонента и управленческо-экономическая 0,559 и 0,577 соответственно. Так, верным вариантом будет запустить ГЧП проект по строительству объектов солнечно-ветровой энергетики, профинансировав инфраструктурными облигациями, что будет повышать ESG - рейтинг данного региона и улучшать экологическую компоненту. При повышении ESG – рейтинга будет также повышаться и инвестиционная привлекательность. В целом, существует взаимосвязь между ESG – рейтингом и показателем прямых иностранных инвестиций, то есть можно говорить об умеренной положительной корреляции между ESG - «продвинутыми» регионами и привлечением прямых иностранных инвестиций.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.) - Режим доступа: http://www.consultant.ru./
2. О стандартах эмиссии ценных бумаг: положение Банка России от 19 декабря 2019 г. № 706-П. – Режим доступа: http://www.consultant.ru./
3. Положение Банка России от 19.12.2019 N 706-П (ред. от 04.07.2022) "О стандартах эмиссии ценных бумаг" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2020 N 58158) - Режим доступа: http://www.consultant.ru./
4. Постановление Правительства от 21 сентября 2021 года №1587 Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации - Режим доступа: http://www.consultant.ru./
5. Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ» – Режим доступа: http://www.consultant.ru./
6. Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 г. (economy.gov.ru)
7. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2017) – Режим доступа: http://www.consultant.ru./
Электронные ресурсы:
1. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство: [сайт]. – 2022. – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru
2. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/
3. Будущее рынка устойчивого финансирования в РФ: банки формируют рынок – Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/sus_dev/esg2021/
4. ВЭБ прорабатывает механизмы соблюдения принципов устойчивого развития – Режим доступа: https://1prime.ru/banks
5. ВЭБ РФ – Режим доступа: https://вэб.рф/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/metodologiya/
6. Группа Всемирного Банка // «Зеленое финансирование» в России: создание возможностей для «зеленых» инвестиций: [сайт]. – 2018. – Режим доступа: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/russia/publication/russia-unlocking-opportunities-for-green-investments
7. «ESG, декарбонизация и зеленые финансы России 2022» – Режим доступа: https://infragreen.ru/news/135290
8. Как «озеленить» регион [сайт]. – 2022. – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/
9. Национальное рейтинговое агентство, аналитический обзор // Рэнкинг устойчивости развития Российской Федерации и интеграции ESG – критериев в деятельность субъектов: [сайт]. – 2022. – Режим доступа: https://www.ra-national.ru
10. Национальные стандарты зеленого финансирования – Режим доступа: https://cbr.ru,
11. Особенности подготовки эмиссии структурированных облигаций [сайт]. – 2023. – Режим доступа: https://bondguide.moex.com/articles/emission-features/
12. Облигации и займы устойчивого развития – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/about-ratings/sustainability-bonds-and-loans/
13. Росинфра – Режим доступа: https://rosinfra.ru
14. РИА Рейтинг – Режим доступа: https://riarating.ru/
15. Устойчивое развитие и инфраструктура. Обзор трендов в России и мире // ВЭБ.РФ и Национальный Центр ГЧП, [сайт]. – 2021. – Режим доступа: https://rosinfra.ru
16. Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
17. Эксперт РА – Режим доступа: https://raexpert.ru
Статьи:
1. Панова С.А., «Зеленые» финансовые инструменты в деятельности банков // Финансовые рынки и банки. 2019. № 3. С. 51–54.
2. Потапова Е.А., Каргина Е.В., Анализ российского рынка инструментов финансирования устойчивого развития и факторов, ограничивающих его рост. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022; (1): 25-31.
3. Резванов Р.И., Имплементация международных практик устойчивого финансирования в национальную систему долговых инструментов. Могут ли инфраструктурные кредиты стать ответственными? // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 62–78.
4. Семенова Н.Н., Еремина О.И., Скворцова М.А., «Зеленое» финансирование в России: современное состояние и перспективы развития. Финансы: теория и практика. 2020;24(2):39-49.