Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество сталкивается с различными вызовами и проблемами, связанными с межкультурным взаимодействием и взаимопониманием. В условиях глобализации и миграции становится все более актуальной необходимость в формировании межкультурной компетентности, способности эффективно взаимодействовать с представителями разных этнических групп. Одним из ключевых инструментов в решении этой проблемы является этнопедагогика.
Исследование является актуальным в настоящее время, так как оно позволяет рассмотреть и проанализировать различные источники, которые влияют на формирование этнопедагогического знания и практики. Этнопедагогика является относительно новым направлением в педагогической науке, и исследование ее источников помогает понять, какие факторы и влияния формируют этот подход к образованию и воспитанию. Анализ этнопедагогических источников позволяет выявить особенности и специфику этнической культуры, а также определить, как они могут быть использованы в образовательном процессе для достижения межкультурного понимания, толерантности и гармоничного развития личности. Исследование этой темы имеет важное значение для развития образования, особенно в мультикультурном обществе, где учителям и педагогам необходимо учитывать и применять этнопедагогические подходы для создания условий для успешного обучения и воспитания детей разных этнических групп.
Таким образом, данная работа будет представлять собой комплексное исследование источников этнопедагогики, а также рассмотрение ее роли в формировании межкультурной компетентности. Результаты данного исследования могут быть полезными для практической работы этнопедагогов, педагогов и других специалистов, работающих в сфере межкультурного взаимодействия.
Цель работы рассмотреть понятие и источники этнопедагогики. Исходя из целей определим задачи:
1. Изучить понятие этнопедагогики.
2. Рассмотреть исторический обзор развития этнопедагогики.
3. Раскрыть основные источники этнопедагогики.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
1. Исторический обзор развития этнопедагогики
Этнопедагогика – это научная дисциплина, изучающая взаимосвязь между этническими особенностями и процессом образования и воспитания. Она занимается изучением этнической специфики и ее влияния на педагогический процесс, разрабатывает методы и приемы, учитывающие этнические особенности учащихся, и способствует созданию условий для успешного обучения и воспитания детей различных этнических групп.
История развития этнопедагогики начинается с появления первых этнических общностей и формирования первых педагогических практик. В древности каждая этническая группа имела свои особенности в воспитании и обучении своих членов. Например, в Древнем Египте воспитание детей было тесно связано с религиозными представлениями и ценностями этой культуры. Дети изучали священные тексты, учились ритуалам и обрядам, которые были важной частью их этнической идентичности [1, с. 67].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арсалиев Ш. М. Х. Методология современной этнопедагогики. – 2013. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25070021 (дата обращения: 07.05.2024).
2. Арсалиев Ш. М. Х., Писаренко В. И. Моделирование этнопедагогических технологий в контексте современной научной картины мира // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. ИЯ Яковлева. – 2015. – №. 1 (85). – С. 79-84. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-etnopedagogicheskih-tehnologiy-v-kontekste-sovremennoy-nauchnoy-kartiny-mira (дата обращения: 07.05.2024).
3. Коллегов А. К., Ким-Малони А. А. Этнопедагогика как средство формирования межкультурной компетенции в поликультурном социуме // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2018. – №. 8 (197). – С. 214-223. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnopedagogika-kak-sredstvo-formirovaniya-mezhkulturnoy-kompetentsii-v-polikulturnom-sotsiume (дата обращения: 07.05.2024).
4. Крежевских О. В., Каратаева Н. А. Опыт применения этнопедагогики в субъектах Российской Федерации // Перспективы науки и образования. – 2022. – №. 1 (55). – С. 77-94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-primeneniya-etnopedagogiki-v-subektah-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 07.05.2024).
5. Латышина, Д. И. Этнопедагогика : учебник для академического бакалавриата / Д. И. Латышина, Р. З. Хайруллин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 394 с.
6. Нездемковская Г. В. Генезис этнопедагогики в России // по спец. 13.00. 01. – 2012. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01005092975.pdf (дата обращения: 07.05.2024).
7. Хухлаева, О. В. Этнопедагогика : учебник для бакалавров / О. В. Хухлаева, А. С. Кривцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 333 с.