Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Родной язык играет важнейшую роль в умственном воспитании человека. Это не просто средство общения, но и ключ к пониманию мира, культуры и наследия своего народа. Изучение и использование родного языка способствует развитию мышления, интеллекта, памяти, умственных способностей и творческого потенциала.
Важно отметить, что именно через родной язык человек усваивает первоначальные знания, формирует свое мировоззрение, узнает о своей истории, традициях, обычаях и ценностях. Поэтому сохранение и развитие родного языка необходимо для сохранения культурного наследия и идентичности народа.
Изучение родного языка с детства способствует развитию речи, логики, аналитического мышления, а также способности к самовыражению и саморефлексии. Это помогает укрепить связь ребенка с родителями, бабушками и дедушками, увеличивает его самооценку и уверенность в себе.
Кроме того, изучение родного языка способствует развитию креативности и фантазии, расширяет кругозор и позволяет лучше понимать другие языки и культуры. Таким образом, родной язык является важнейшим фактором умственного воспитания, который формирует личность и определяет путь человека в жизни.
Родной язык играет важную роль в народной педагогике и является феноменом национальной и общечеловеческой культуры. Усвоение родного языка в раннем возрасте формирует речь ребенка и является основой для общения и коммуникации. К.Д. Ушинский в своей статье "Родное слово" подчеркивает ценность родного языка и слова в воспитании, отмечая, что отсутствие опоры на родной язык и культуру замедляет развитие личности и противоречит окружающей природе, историческому и хозяйственному опыту, национальному характеру и менталитету. Современные исследователи, включая Садохина, подтверждают эти выводы, отмечая, что каждый народ создает свою картину мира на основе своего языка [5, с. 117].
Язык концентрирует исторический опыт человечества, отдельного народа и каждой личности, накапливая информацию в лексическом и фонетическом составе, семантике, причем эстетически окрашенную, эмоционально и образно насыщенную. Таким образом, через родной язык в процессе воспитания формируется национальный характер, осуществляется трансляция этнической картины мира.
Проблема работы заключается в исследовании роли родного языка как ключевого фактора умственного воспитания. Основной вопрос - как влияет использование родного языка на формирование личности и развитие когнитивных способностей.
Выбор темы обусловлен значимостью родного языка для психологического и культурного развития человека. Сохранение и развитие родного языка является актуальной проблемой в условиях глобализации и утраты культурных традиций. Исследование данной темы имеет важное значение для науки, педагогики и психологии, а также для практического применения в образовательных и социокультурных программах.
Предмет исследования - влияние родного языка и речи на формирование личности, развитие мышления, понимания, анализа и синтеза информации, а также психологические аспекты овладения родным языком.
Цель работы - исследовать роль родного языка как важнейшего фактора умственного воспитания. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассмотреть влияние родного языка на мышление и понимание.
2. Проанализировать значение родного языка для формирования навыков анализа и синтеза информации.
3. Изучить психологические аспекты овладения родным языком.
4. Рассмотреть проблему сохранения родных языков в этнопедагогике.
Данная контрольная работа состоит из трёх частей: ведения, основной части и заключения.
ГЛАВА 1. РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА И РЕЧИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Влияние родного языка на мышление и понимание
Овладение родным языком и развитие речи являются одними из важнейших приобретений и рассматриваются как общая основа воспитания и обучения в современном образовании. Родной язык играет уникальную роль в развитии человеческой личности. В первую очередь, уникальность языка заключается в его исключительности: только люди владеют этим языком и являются высшими разумными существами. Язык является важнейшим средством человеческого общения, потому что благодаря ему люди могут выражать свои мысли и обмениваться информацией, а также общаться друг с другом. С помощью языка они выражают свое мнение, общаются между собой, обсуждают происходящее в окружающем мире, обсуждают прошлое, прогнозируют будущее, договариваются о чём-то, готовятся к чему-то, строят планы на будущее, решают какие-то вопросы, планируют планировать будущее и так далее. Никакое другое средство для общения не имеет таких возможностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – Москва : Академия, 1997. – 400 с.
2. Джолдошбекова, З. А. Влияние глобализации на национальную культуру и национальное самосознание. В: Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. № 2 – С. 39-43.
3. Ишонова Д.Т. Факторы эффективного изучения родного языка // Вестник Таджикского национального университета. Серия филологических наук. 2017. № 4-3. С. 128-133.
4. Кукушин, В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие. – Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2012. – С. 145 – 226.
5. Мальцева А.А. Изучение родного языка в системе общего образования в свете внедрения нового поколения ФГОС // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 4 (49). С. 115-123.
6. Муллагалиева, Л. К. Язык – родословная народа // Учитель Башкортостана, 2014. №7. С. 33–37; 2015, №3. С. 41–44.
7. Нездемковская, Г. В. Этнопедагогика: учебное пособие / Г. В. Нездемковская. — Москва : Академический Проект , 2011. — 225 с.
8. Сычева, И.С. Родной язык как фактор воспитания личности /И.С. Сычева // Функциональная грамматика: теория и практика: Сборник научных статей по итогам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения доктора филологических наук, профессора Людмилы Николаевны Оркиной (Чебоксары, 25 февраля 2021 г.). – Чебоксары, 2021. – С. 522-525.
9. Фахрутдинова Г.Ж., Фахрутдинова А.В. Этнопедагогика: учебно-методическое пособие. – Казань: Издательство «Отечество», 2019. – 100 с.
10. Хайруллина М. Г. Родной язык как основа обучения русскому языку: учебное пособие. Уфа: изд-е Баш. ун-та, 1981. - 76 с.
11. Этнопедагогика: Курс лекций / Татьяна Панько; научный руководитель: Николае Силистрару; Государственный университет имени «Алеку Руссо» Бэлць, Факультет педагогики, психологии и искусств, Кафедра педагогики. – Бэлць: Б. и., 2021 („Tipografia din Bălţi”). – 126 p.: fig., tab.
12. Zwaan, R.A., & Radvansky, G.A. (1998). Situation models in language comprehension and memory. Psychological Bulletin, 123, 162-