Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мимесис, или мимезис — это один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности.
Мимесис или подражание — это понятие, принятое для обозначения имитации, но при этом указывающее, прежде всего, на действие мимирования, то есть на подражание действию или следование образцу.
Польский философ Владислав Татаркевич в классическом периоде Древней Греции выделял четыре основных значения понятия «мимесис»:
• первичное (обрядовое);
• подражание способу действия природы;
• простое копирование;
• творческое воспроизведение [2].
Один из основных принципов классической эстетики – мимесис - главной целью искусства видит в подражании реальности. Уже в период Античности взгляды ученых на проблему подражания в искусстве были различны.
Обрядовый мимесис. В дионисийских мистериях жрецы совершали ритуалы, которые объединяли в себе танец, музыку и пение. Сначала подобное представление стали именовать мимесисом. Тут речь шла о подражании божественной животворящей мощи, которая достигалась посредством творческого экстаза.
Технический мимесис. «Техне» — по-древнегречески «искусство, мастерство». Демокрит, в своих суждениях, видел в искусстве копирование не вещей, а способов действий. Согласно ему, люди подражали животным. В данном смысле мимесис характерен не только художественному творчеству, но и любой деятельности человека. Данная теория Демокрита не стала популярной, однако, чуть позже появилась у Гиппократа и Лукреция.
Копирующий мимесис. Платон в трактате «Государство» критиковал поэтов и художников за простое копирование предметов окружающего мира. Для Платона предметы представлялись лишь копиями эйдосов-идей, поэтому копирование копий философ считал совершенно бесполезным занятием. При этом мимесис становится у Платона актом пассивного копирования внешней стороны вещей. Платон считал, что подражание не способно привести к истине.
Мимесис как творческое воспроизведение образца действия. Платоновская теория была переформулирована Аристотелем. Он утверждал, что, подражая вещам, искусство может представить их более красивыми или отвратительными, чем они есть на самом деле. «Поэт должен изображать вещи так, как они были или есть, или как о них говорят и думают, или какими они должны быть» [5; С. 86]. Для него важным представлялось подражание образцам поведения, нежели подражание вещам. «Подражание лучшим» - так Аристотель определял трагедию, «подражание худшим» - комедию, «подражание типичным людям» - драму. По его мнению, поэт и художник должны «изображать вещи так, как они были или есть, или как о них говорят и думают, или какими они должны быть» [8].
Таким образом, содержание понятия «мимесиса» различными философами трактовалось по-разному. В нашем исследовании мы поподробнее остановимся на различных подходах к истолкованию сущности мимесиса.
Тема работы: понятие «мимесиса» в философии Древней Греции классического периода: Демокрит, Платон, Аристотель.
Цель исследования: раскрыть и охарактеризовать основные подходы к понятию «мимесиса» в трудах философов Древней Греции.
Объект исследования: понятие «мимесиса» в трудах Демокрита, Платона, Аристотеля.
Предмет исследования: отличительные особенности сущности мимесиса в трудах Демокрита, Платона, Аристотеля.
Задачи:
1) рассмотреть понятие «мимесиса» в философии Древней Греции классического периода;
2) описать подходы к понятию «мимесиса» в трудах Демокрита, Платона, Аристотеля.
3) выявить основные отличительные особенности подходов к понятию «мимесиса» философов Древней Греции: Демокрита, Платона, Аристотеля.
Методы, используемые в работе:
теоретические: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бычков, В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог: живая эстетика и современная философия искусства / В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.В. Иванов. Москва: Прогресс-традиция, 2012. - 840 с.
2. Войтинская, Н.С. Аристотелизм. записная книжка//Вопросы философии. 2017. № 7. С. 192-206.
3. Дубова, О.В. Становление академической школы в западноевропейской культуре / О.В. Дубова. Москва: Памятники исторической мысли, 2019. - 276с.
4. Егорычев, И.Э. От мимезиса к пониманию//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. - 2012. - № 2. - С. 25-34.
5. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти томах, Том 1, М. «Искусство», 1962-1970 гг. С. 86.
6. Капризова, М.С. Проблема идеального и материального в философских системах Платона и Аристотеля// В сборнике: Информационные технологии, энергетика и экономика. Сборник трудов XV Международной научно-технической конференции студентов и аспирантов. В 3-х томах. - 2018. - С. 142-144.
7. Лосев, А.Ф. Учение Платона об искусстве. теория искусства:// Электронная библиотека. URL: http://www.odinblago.ru/filosofiya/losev/aflosev_istoriya_antichno/chast_pervaya_uchenie_pl/ (Дата обращения: 06.05.2024).
8. Мыслители Греции. От мифа к логике: сочинения. Ортега-и-Гассет ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999. - 832 с.
9. Рылько, Н.М. Сравнение Платона и Аристотеля/ Наука, образование и культура. - 2020. - № 7 (51). - С. 29-31.
10. Сизов, Р.С., Воробьев Д.В. Теория идей Платона, Аристотеля: сравнительный анализ//Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 12 (76) - С. 51.
11. Чернышева, М. А. Мимесис в изобразительном искусстве: от греческой классики до французского сюрреализма. С. - Петербургский государственный университет, 2014.
12. Чугаева, И.Г. Проблема "мимесиса" в теории художественного творчества//В сборнике: Гуманитарное образование в креативно-антропологическом измерении. сборник научных статей 12-й Всероссийской научно-практической конференции. науч. ред. С.З. Гончаров; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. 2015. С. 215-220.