Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Итальянский доктор и психиатр, работавший в тюрьме, Чезаре Ломброзо, считается основоположником антропологической школы в криминологии. В 1876 году он выпустил своё исследование под названием «Преступный человек», в котором, опираясь на личные наблюдения, он выдвинул теорию о том, что преступность имеет причинно-следственные корни, и что у преступников есть определённые физические признаки, по которым их можно распознать.
Учёный утверждал, что психология преступника отражает атавистические черты, то есть в его поведении проявляются признаки, характерные для древних людей. Это проявляется в следующем:
1. Дисбаланс между умственными способностями и первобытными инстинктами;
2. Преобладание агрессивных импульсов над логическими рассуждениями;
3. Искажённые желания;
4. Отсталость в эмоциональном и интеллектуальном развитии.
Теория о прирождённых преступниках, предложенная Ломброзо, столкнулась с резкой критикой и не была принята его современниками. Однако Ломброзо не был первопроходцем в этой области, так как у него были предшественники, которые затрагивали схожие идеи:
1. Концепция, согласно которой можно "читать" внутренний мир человека по форме его лица и делать выводы о его скрытых стремлениях, была выдвинута за столетие до публикации работ Ломброзо. В 1778 году швейцарский исследователь Иоганн Каспар Лафатер развил эту идею в своём труде "Физиогномические фрагменты". Лафатер утверждал, что внутренняя психофизиологическая сущность индивида отражается в его внешности, и, следовательно, по чертам лица и форме тела можно судить о способностях и наклонностях человека.
2. Френологические исследования Франца Галя оказали значительное влияние на формирование взглядов Ломброзо. В отличие от Лафатера, который акцентировал внимание на чертах лица, Галь уделял особое внимание объёму и форме головы человека, считая, что они могут указывать на преступные склонности. Галь пытался применить свои френологические идеи к анализу людей, склонных к преступной деятельности, предполагая, что определённые области головного мозга отвечают за различные психические способности и черты характера, и что это можно определить по форме головы. Эти идеи внесли вклад в развитие криминальной антропологии.
Кроме уже упомянутых концепций, Ломброзо также принял во внимание теорию о наследственной неполноценности, предложенную французским психиатром Бенедиктом Морелем. Морель предполагал, что в некоторых семьях существует тенденция к ухудшению качества потомства от одного поколения к другому. В конечном итоге, это может привести к полному вырождению семьи, что иногда заканчивается бесплодием или самоубийством.
В ответ на критику своей теории о врождённых преступниках, Ломброзо признал существование различных категорий преступников, включая:
• Врождённые преступники;
• Профессиональные преступники;
• Преступники с психическими расстройствами;
• Преступники, действующие под влиянием страсти;
• Преступники, совершающие преступления случайно.
Так, Ломброзо отошёл от идеи, что преступность всегда является результатом врождённой предрасположенности, и признал более обширный набор причин и мотивов, которые могут побудить человека к совершению преступлений.
Его ученик Энрико Ферри, развивая идеи Ломброзо, в 1878 году опубликовал работу, в которой особое внимание уделялось социальным, экономическим и политическим аспектам, влияющим на преступное поведение. Ферри выделил три ключевых фактора, влияющих на преступную мотивацию:
1. Антропологический – связанный с биологическими и психическими характеристиками личности;
2. Физический – включающий климатические условия, время года и температуру;
3. Социальный – охватывающий влияние общества и его структур.
Рафаэль Гарофало, продолжая исследования Ломброзо, признавал концепцию «врождённого преступления», однако полагал, что преступные действия чаще всего являются следствием морального упадка, а не генетической аномалии. По его мнению, у преступников происходит угасание моральных ценностей, что приводит к невозможности отличить дозволенное от запретного.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонян Ю. М. Криминология [Электронный ресурс] : учеб. для акад. бакалавриата / Ю. М. Антонян. - 3-е изд., перераб. и доп. - Электрон. дан. – М. : Юрайт, 2018.
2. Козаченко, И. Я. Криминология : учебник и практикум для вузов / И. Я. Козаченко, К. В. Корсаков. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 277 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06729-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/4693238.
3. Комлев Ю.Ю. Интегративная криминология как основа методологической триангуляции при изучении преступности // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. №1 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnaya-kriminologiya-kak-osnova-metodologicheskoy-triangulyatsii-pri-izuchenii-prestupnosti (дата обращения: 07.05.2024).
4. Колтунова В.И., Зайцев В.А. Правосознание и его деформации // Право и государство: теория и практика. 2023. №9 (225). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravosoznanie-i-ego-deformatsii (дата обращения: 07.05.2024).
5. Колтунова В.И. Психологические компоненты правового сознания // ADVANCES IN LAW STUDIES. Том 11. № 2. 2023. С 21-25.
6. Криминология в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для вузов / Ю. С. Жариков, В. П. Ревин, В. Д. Малков, В. В. Ревина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 242 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00177-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490915 (дата обращения: 22.09.2022).
7. Криминология в 2 т. Том 2. Особенная часть : учебник для вузов / Ю. С. Жариков, В. П. Ревин, В. Д. Малков, В. В. Ревина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00178-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491968 (дата обращения: 22.09.2022).
8. Криминология. Общая часть [Электронный ресурс]: учеб. для акад. бакалавриата / П. В. Агапов [и др.] ; ред. О. С. Капинус. - Электрон. дан. – М. : Юрайт, 2018.
9. Криминология. Особенная часть [Электронный ресурс] : учеб. для акад. бакалавриата : [в 2 т.] / [П. В. Агапов [и др.] ; ред. О. С. Капинус. - Электрон. дан. – М.: Юрайт, 2018.Т. 1.
10. Криминология. Особенная часть [Электронный ресурс] : учеб. для акад. бакалавриата : [в 2 т.] / [П. В. Агапов [и др.] ; ред. О. С. Капинус. - Электрон. дан. – М. Юрайт, 2018. - Т. 2.
11. Николаев А.С. Закономерности становления антропологической школы криминологии и актуальность использования ее методик в современной науке // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2020. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonomernosti-stanovleniya-antropologicheskoy-shkoly-kriminologii-i-aktualnost-ispolzovaniya-ee-metodik-v-sovremennoy-nauke (дата обращения: 07.05.2024).
12. Павлов Е.В. ЧЕЗАРЕ ЛОМБРОЗО: СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ // Вестник магистратуры. 2016. №12-2 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chezare-lombrozo-sovremennoe-videnie (дата обращения: 06.05.2024).
13. Практикум по Криминологии / сост. Ю.С. Пестерева, Е.И. Чекмезова, С. Л. Панов, С. А. Тимко. – Омск: Омская юридическая академия, 2016.
14. Пушкарева Ирина Александровна, Одинцова Любовь Николаевна МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА В США И РОССИИ // Вестник Самарского юридического института. 2021. №2 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-izucheniya-lichnosti-prestupnika-v-ssha-i-rossii (дата обращения: 07.05.2024).
15. Решетников, А. Ю. Криминология [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / А. Ю. Решетников, О. Р. Афанасьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Электрон. дан. – М.: Юрайт, 2018.
16. Чезаре Ломброзо. "Преступный человек". Милгард. 2005; Михаил Штереншис. "Чезаре Ломброзо". ИсраДон. 2010