Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящем мире все более становиться актуальны темы, связанные с физической культурой и спортом. Как написано в многих исследований – физической культурой необходимо заниматься в любом возрасте. Для человека любого возрастного контингента и социального статуса необходимы занятия физической культурой, так как доказано, что именно ее средства являются инструментом для повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья и т.д.
А для того, чтобы приобрести такие знания и суметь их правильно применить на практике – нужны специалисты ФКиС.
Кроме того, специалисты ФКиС необходимы для реализации поставленных задач, например таких как поддержание и сохранение здоровья, также они разрабатывают и реализуют индивидуальные программы тренировок, проводят занятия по адаптации и восстановлению (реабилитации).
В социальной сфере специалисты ФКиС также имеют огромное количество ролей, которые будут раскрыты в данной работе. В целом, он играет важную роль именно в содействии социальному развитию общества, продвигая и популяризируя здоровый образ жизни, социальную адаптацию между людьми и многое другое.
1.1 Общая характеристика специалиста ФКиС
Для того, чтобы разобраться, какова социальная роль специалиста в области ФКиС в современном обществе, сначала необходимо разобраться с понятием «социальная роль».
Данное понятие достаточно сложное в своем представлении образование. Изначально, раскрыл его Д. Г. Мид, но четкого определение данному понятию он дать не смог, далее более подробно раскрыть его пытался Р. Линтон в 1936 г. Но все же впоследствии оно получило дальнейшую разработку как в западных, так и марксистских социологических и психологических теориях.
Например, американский социолог, Э. Гоффман, определял социальную роль как осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом.
Более подробно раскрывает понятие «роль» М. Дойч, выделяя такие ее аспекты, как представление других людей о том, как должен вести себя индивид, занимающий определенное положение в обществе.
Но точное и устоявшееся определение «социальной роли» дает В.Н. Копорулина с рядом авторов в своем психологическом словаре.
Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений (Психологический словарь. 640 с.).
Сама профессия специалиста по физической культуре и спорту является одной из самых благородных. Социальная значимость указанной специальности в современных условиях становится актуальной, так как связана с выполнением следующих важных функций: образовательной, познавательной, духовно-нравственной, оздоровительной, а также играет огромную роль в профилактике заболеваемости, правонарушений, борьбе с наркоманией, отвлечении подростков от улицы и вредных привычек.
Использование средств физической культуры, являются достаточно важным компонентом специалиста ФКиС, в восстановлении, профилактике и сохранению здоровья, профессионализма, социализации как самого специалиста, так и конкретного индивида или различных групп "риска", с которыми ему приходится взаимодействовать в профессиональной деятельности. Но, самое главное, что физическая культура должна быть с прицелом именно на специалиста по ФКиС, который в процессе своей профессиональной деятельности может ее применять в решении социальных различных проблем.
Ю.Д. Железняк пишет, что в освоении профессии и достижения в ней высот, огромную роль играет как раз использование всех средств физической культуры в обеспечении должного уровня здоровья. физического и духовного развития, двигательной подготовленности и физической работоспособности (Железняк Ю.Д. Довузовская подготовка специалистов физической культуры и спорта в системе непрерывного педагогического образования. 126 с.).
Существует множество проблем, которое может, в силу своего опыта и долгому существованию и развитию, а также с направленностью на двигательную деятельность человека, найти решение – физическая культура.
Л.П. Матвеев отмечает, что физическая культура, являясь основным видом общечеловеческой культуры, приводит к оптимизации физического состояния и развитию индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями (Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. 159 с.).
Значимость физической культуры во всестороннем развитии индивида может быть осмыслена ее ценностями. В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева выделяют следующие общественные ценности:
- специальные знания;
- спортивную технику;
- технологии спортивной подготовки;
- методики оздоровления.
Как раз все то, что направленно для достижения гармоничного физического развития человека и ориентировки на здоровый образ жизни.
Личностные ценности:
- двигательные умения и навыки;
- способность к организации здорового стиля жизни;
- социально-психологическими установками;
- ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельности.
Мобилизационные ценности, которые помогают любому человеку выжить в различных тяжелых жизненных ситуациях, в которые также входят и экстремальные ситуации (болезни, травмы, экологические кризисы, аварии и др.).
Валеологические ценности:
- высокие показатели физических качеств
- средства для всестороннего развития
- способствованию спортивной форме
- психологические состояния.
Кроме того, социальная составляющая также проявляется и через реализацию функций физической культуры и спорта.
В этом аспекте следует выделить следующие функции:
- первая функция физической культуры – специфическая. Она направленна на улучшение физической формы одной личности, а также его здоровья, через различные физические упражнения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бальсевич, В.К., Лубышева Л.И. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли "Физическая культура и спорт" // Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры в отрасти "Физическая культура и спорт": Сб. науч. тр. / Под ред. В.В. Кузина, Н.Н. Чеснокова, И.М. Быховской. - М.: СпортАкадемПресс. – 2001. - C. 28 - 41.
2. Бондарь, А.И. Концептуальные принципы подготовки кадров в системе физического воспитания // Человек, здоровье, физическая культура на пороге XXI столетия: Матер. / междунар. научно-практич. конф. Брест, 1999. - С. 43-45.
3. Евсеев, С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы. – СПб., - 2007. - c. 144.
4. Железняк, Ю.Д. Довузовская подготовка специалистов физической культуры и спорта в системе непрерывного педагогического образования // Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры в отрасти "Физическая культура и спорт": Сб. науч. тр. / Под ред. В.В. Кузина, Н.Н.Чеснокова, И.М. Быховской. - М.: Спорт Академ Пресс. – 2001. - с. 298.
5. Костюченко, В.Ф. Специальное профессиональное образование в сфере физической культуры. - СПб., - 2006. - c. 102.
6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учеб. для высших спец. физкульт. учеб. заведений. 3-е изд. - СПб.: Лань. - 2003. - 159 с.